Гражданин некрасов читать. Поэт и Гражданин

Г р а ж д а н и н (входит) Опять один, опять суров, Лежит - и ничего не пишет. П о э т Прибавь: хандрит и еле дышит - И будет мой портрет готов. Г р а ж д а н и н Хорош портрет! Ни благородства, Ни красоты в нем нет, поверь, А просто пошлое юродство. Лежать умеет дикий зверь... П о э т Так что же? Г р а ж д а н и н Да глядеть обидно. П о э т Ну, так уйди. Г р а ж д а н и н Послушай: стыдно! Пора вставать! Ты знаешь сам, Какое время наступило; В ком чувство долга не остыло, Кто сердцем неподкупно прям, В ком дарованье, сила, меткость, Тому теперь не должно спать... П о э т Положим, я такая редкость, Но нужно прежде дело дать. Г р а ж д а н и н Вот новость! Ты имеешь дело, Ты только временно уснул, Проснись: громи пороки смело... П о э т А! знаю: "Вишь, куда метнул!" Но я обстрелянная птица. Жаль, нет охоты говорить. (Берет книгу.) Спаситель Пушкин!- Вот страница: Прочти и перестань корить! Г р а ж д а н и н (читает) "Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв ". П о э т (с восторгом) Неподражаемые звуки!.. Когда бы с Музою моей Я был немного поумней, Клянусь, пера бы не взял в руки! Г р а ж д а н и н Да, звуки чудные... ура! Так поразительна их сила, Что даже сонная хандра С души поэта соскочила. Душевно радуюсь - пора! И я восторг твой разделяю, Но, признаюсь, твои стихи Живее к сердцу принимаю. П о э т Не говори же чепухи! Ты рьяный чтец, но критик дикий. Так я, по-твоему,- великий, Повыше Пушкина поэт? Скажи пожалуйста?!. Г р а ж д а н и н Ну, нет! Твои поэмы бестолковы, Твои элегии не новы, Сатиры чужды красоты, Неблагородны и обидны, Твой стих тягуч. Заметен ты, Но так без солнца звезды видны. В ночи, которую теперь Мы доживаем боязливо, Когда свободно рыщет зверь, А человек бредет пугливо,- Ты твердо светоч свой держал, Но небу было неугодно, Чтоб он под бурей запылал, Путь освещая всенародно; Дрожащей искрою впотьмах Он чуть горел, мигал, метался. Моли, чтоб солнца он дождался И потонул в его лучах! Нет, ты не Пушкин. Но покуда, Не видно солнца ниоткуда, С твоим талантом стыдно спать; Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать... Гроза молчит, с волной бездонной В сияньи спорят небеса, И ветер ласковый и сонный Едва колеблет паруса,- Корабль бежит красиво, стройно, И сердце путников спокойно, Как будто вместо корабля Под ними твердая земля. Но гром ударил; буря стонет, И снасти рвет, и мачту клонит,- Не время в шахматы играть, Не время песни распевать! Вот пес - и тот опасность знает И бешено на ветер лает: Ему другого дела нет... А ты что делал бы, поэт? Ужель в каюте отдаленной Ты стал бы лирой вдохновленной Ленивцев уши услаждать И бури грохот заглушать? Пускай ты верен назначенью, Но легче ль родине твоей, Где каждый предан поклоненью Единой личности своей? Наперечет сердца благие, Которым родина свята. Бог помочь им!.. а остальные? Их цель мелка, их жизнь пуста. Одни - стяжатели и воры, Другие - сладкие певцы, А третьи... третьи - мудрецы: Их назначенье - разговоры. Свою особу оградя, Они бездействуют, твердя: "Неисправимо наше племя, Мы даром гибнуть не хотим, Мы ждем: авось поможет время, И горды тем, что не вредим!" Хитро скрывает ум надменный Себялюбивые мечты, Но... брат мой! кто бы ни был ты, Не верь сей логике презренной! Страшись их участь разделить, Богатых словом, делом бедных, И не иди во стан безвредных, Когда полезным можешь быть! Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой, Ему нет горше укоризны... Иди в огонь за честь отчизны, За убежденье, за любовь... Иди, и гибни безупрёчно. Умрешь не даром, дело прочно, Когда под ним струится кровь... А ты, поэт! избранник неба, Глашатай истин вековых, Не верь, что не имущий хлеба Не стоит вещих струн твоих! Не верь, чтоб вовсе пали люди; Не умер бог в душе людей, И вопль из верующей груди Всегда доступен будет ей! Будь гражданин! служа искусству, Для блага ближнего живи, Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей Любви; И если ты богат дарами, Их выставлять не хлопочи: В твоем труде заблещут сами Их животворные лучи. Взгляни: в осколки твердый камень Убогий труженик дробит, А из-под молота летит И брызжет сам собою пламень! П о э т Ты кончил?.. чуть я не уснул. Куда нам до таких воззрений! Ты слишком далеко шагнул. Учить других - потребен гений, Потребна сильная душа, А мы с своей душой ленивой, Самолюбивой и пугливой, Не стоим медного гроша. Спеша известности добиться, Боимся мы с дороги сбиться И тропкой торною идем, А если в сторону свернем - Пропали, хоть беги со света! Куда жалка ты, роль поэта! Блажен безмолвный гражданин: Он, Музам чуждый с колыбели, Своих поступков господин, Ведет их к благородной цели, И труд его успешен, спор... Г р а ж д а н и н Не очень лестный приговор. Но твой ли он? тобой ли сказан? Ты мог бы правильней судить: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын. Ах! будет с нас купцов, кадетов , Мещан, чиновников, дворян, Довольно даже нам поэтов, Но нужно, нужно нам граждан! Но где ж они? Кто не сенатор, Не сочинитель, не герой, Не предводитель , не плантатор , Кто гражданин страны родной? Где ты? откликнись? Нет ответа. И даже чужд душе поэта Его могучий идеал! Но если есть он между нами, Какими плачет он слезами!!. Ему тяжелый жребий пал, Но доли лучшей он не просит: Он, как свои, на теле носит Все язвы родины своей. ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... Гроза шумит и к бездне гонит Свободы шаткую ладью, Поэт клянет или хоть стонет, А гражданин молчит и клонит Под иго голову свою. Когда же... Но молчу. Хоть мало, И среди нас судьба являла Достойных граждан... Знаешь ты Их участь?.. Преклони колени!.. Лентяй! смешны твои мечты И легкомысленные пени ! В твоем сравненье смыслу нет. Вот слово правды беспристрастной: Блажен болтающий поэт, И жалок гражданин безгласный! П о э т Не мудрено того добить, Кого уж добивать не надо. Ты прав: поэту легче жить - В свободном слове есть отрада. Но был ли я причастен ей? Ах, в годы юности моей, Печальной, бескорыстной, трудной, Короче - очень безрассудной, Куда ретив был мой Пегас! Не розы - я вплетал крапиву В его размашистую гриву И гордо покидал Парнас. Без отвращенья, без боязни Я шел в тюрьму и к месту казни, В суды, в больницы я входил. Не повторю, что там я видел... Клянусь, я честно ненавидел! Клянусь, я искренно любил! И что ж?.. мои послышав звуки, Сочли их черной клеветой; Пришлось сложить смиренно руки Иль поплатиться головой... Что было делать? Безрассудно Винить людей, винить судьбу. Когда б я видел хоть борьбу, Бороться стал бы, как ни трудно, Но... гибнуть, гибнуть... и когда? Мне было двадцать лет тогда! Лукаво жизнь вперед манила, Как моря вольные струи, И ласково любовь сулила Мне блага лучшие свои - Душа пугливо отступила... Но сколько б не было причин, Я горькой правды не скрываю И робко голову склоняю При слове "честный гражданин". Тот роковой, напрасный пламень Доныне сожигает грудь, И рад я, если кто-нибудь В меня с презреньем бросит камень. Бедняк! и из чего попрал Ты долг священный человека? Какую подать с жизни взял Ты - сын больной больного века?.. Когда бы знали жизнь мою, Мою любовь, мои волненья... Угрюм и полон озлобленья, У двери гроба я стою... Ах! песнею моей прощальной Та песня первая была! Склонила Муза лик печальный И, тихо зарыдав, ушла. С тех пор не часты были встречи: Украдкой, бледная, придет И шепчет пламенные речи, И песни гордые поет. Зовет то в города, то в степи, Заветным умыслом полна, Но загремят внезапно цепи - И мигом скроется она. Не вовсе я ее чуждался, Но как боялся! как боялся! Когда мой ближний утопал В волнах существенного горя - То гром небес, то ярость моря Я добродушно воспевал. Бичуя маленьких воришек Для удовольствия больших, Дивил я дерзостью мальчишек И похвалой гордился их. Под игом лет душа погнулась, Остыла ко всему она, И Муза вовсе отвернулась, Презренья горького полна. Теперь напрасно к ней взываю - Увы! Сокрылась навсегда. Как свет, я сам ее не знаю И не узнаю никогда. О Муза, гостьею случайной Являлась ты моей душе? Иль песен дар необычайный Судьба предназначала ей? Увы! кто знает? рок суровый Всё скрыл в глубокой темноте. Но шел один венок терновый К твоей угрюмой красоте...

Notes: Стихотворение открыло сборник 1856 г. Оно было напечатано особым шрифтом и с отдельной нумерацией страниц. Все это свидетельствовало о его программном характере. Извещая читателей «Современника» о выходе книги стихотворений Некрасова , Чернышевский перепечатал «Поэта и гражданина» (вместе со стихотворениями «Забытая деревня» и «Отрывками из путевых записок графа Гаранского»). Это вызвало цензурную бурю. В стихотворении было усмотрено подрывное политическое содержание. Репрессиям подверглись и журнал, и сборник. Распоряжениями министра народного просвещения А. С. Норова и министра внутренних дел С. С. Ланского предписывалось, «чтобы отпечатанная недавно в Москве книга под заглавием «Стихотворения» Н. Некрасова не была дозволяема к новому изданию и чтобы не разрешались к печати ни статьи, касающиеся книги, ни в особенности выписки из оной». Редакция «Современника» была предупреждена о том, что «первая подобная выходка подвергнет... журнал совершенному прекращению». Впоследствии Чернышевский вспоминал: «Беда, которую я навлек на «Современник» этою перепечаткою, была очень тяжела и продолжительна». До Некрасова, находившегося за границей, дошел слух, что при возвращении в Россию он будет арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Однако это не испугало поэта («...я не ребенок; я знал, что делал»; «...мы видывали цензурные бури и пострашней...» - писал поэт). В стихотворении продолжена большая поэтическая традиция («Разговор книгопродавца с поэтом»

Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан

Поэзия Некрасова продолжила традиции русской литературы, завещанные прогрессивными писателями предшествовавших эпох: Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Некрасов был подлинным поэтом-гражданином, чей поэтический голос звучал «как колокол на башне вечевой во дни торжества и бед народных». Он был признанным вождем революционно-демократически настроенной части общества того времени. Вся жизнь Некрасова явила собой пример служения борьбе за счастье народа.

Некрасов с первых шагов литературной деятельности размышлял о назначении поэзии и поэта в обществе. Небольшое стихотворение «Тот не поэт» заканчивается словами:

Кто у одра страдающего брата

Не пролил слез, в ком состраданья нет,

Кто продает себя толпе за злато,

Тот не поэт!

Уже в ранних своих произведениях, относящихся к началу 40-х годов, Некрасов выступает как поэт-гражданин, основными темами творчества которого являются судьбы Родины и своего народа. В стихотворении «Забытая деревня» и «Размышления у парадного подъезда», которые были написаны в период общественного подъема, поэт подводит нас к широким политическим обобщениям: вся Россия - это нищая и бесправная «забытая деревня», во всей России простой человек-труженик не знает счастливой жизни. Как призыв ко всеобщему возмущению прозвучал заключительный аккорд «Размышлений…», обращенный к народу: «Ты проснешься ль, исполненный сил?» Царская цензура запретила это стихотворение, увидев в нем революционный призыв.

В «Песне о Еремушке», написанной в этот же период, рабской житейской мудрости, порожденной крепостническим. укладом, поэт противопоставляет новую мораль, основа которой - вольная жизнь.

Свой поэтический манифест поэта революционной демократии Некрасов утвердил в знаменитом стихотворении «Поэт и гражданин», написанном в форме диалога Поэта и Гражданина. Мысли Некрасова о предназначении поэта и поэзии в этом стихотворении вложены, главным образом» в уста Гражданина. Гражданин (а вместе с ним и автор) выступает против сторонников «чистого искусства», которое уводит читателя от острых политических проблем в мир узко личных чувств и переживаний. Современники и идейные противники Некрасова (Майков, Фет и другие) видели в поэте лишь «жреца красоты», «избранного счастливца» и т. п. (Фет, например, писал о себе и о своих единомышленниках, что они «искали в поэзии единственного убежища от всяких житейских скорбей, в том числе и гражданских»). Некрасов же считал такое мировоззрение недопустимым для поэта, который своим талантом должен прежде всего служить Отечеству и своему народу - быть гражданином:

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и, моря

И ласку милой воспевать.

В монологе Гражданина, где он касается этих важных для Некрасова тем - судьбы народа и Родины, - искренняя взволнованность и истинная страсть. Некрасов-гражданин призывает бороться за высокие общественные идеалы:

Иди в огонь за честь Отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно.

Умрешь не даром…

От имени русских революционных демократов поэт решительно заявляет, что истинный мастер слова должен служить

Своему народу:

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи…

В стихотворении «Элегия», написанном в конце жизни, Некрасов снова обращается к вопросу о содержании и роли поэзии в обществе:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая - «страдания народа»,

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! Не стареет она.

Именно в служении народу Некрасов видел цель и смысл своего творчества и именно так он понимал свой долг как поэта:

Я лиру посвятил народу своему,

Быть может, я умру, неведомый ему.

Но я ему служил - и сердцем я спокоен…

Да, Некрасов, действительно, служил своему народу! Его поэтическая дума была неразлучно связана с народной думой, скорбь его неотъемлема от великой народной скорби, переполнявшей русскую землю. Поэт верил в великие силы, бродившие в темной массе народа, и только от пробуждения народного ждал поворота к новой, лучшей, свободной жизни.

Эти знаменитые слова были сказаны великим русским гражданином и поэтом Некрасовым. В наше непростое время, как и в былые тяжелые времена, трудно быть гражданином в высоком понимании этого слова. Иметь твердую гражданскую позицию, отстаивать свои взгляды, а тем более быть учителем и страстным защитником интересов своего народа - это действительно нелегко! А еще и быть признанным народным поэтом, человеком, для которого судьба Родины, родной земли всегда была на первом месте. Все это по праву можно сказать про Шамиля Джикаева. Когда в конце 90-х годов прошлого века ушел из жизни великий сын России академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, кто-то из представителей российской интеллигенции сказал о том, что ушел из жизни человек, который был эталоном порядочности, великим интеллигентом, на которого равнялись его современники. Действительно, все это была правдой. Давно, будучи студентом Тверского государственного университета, мне тоже посчастливилось слушать выступления академика Д.С.Лихачева. Его слова запомнились на всю жизнь. А еще запомнилось то, каким он был простым человеком, несмотря на все его звания и регалии.

Жизнь человека устроена так, что мы часто не задумываемся о том, что спустя какое-то время мы обнаруживаем, что в свое время не сделали какое-то дело, оставили его на потом…

Несколько лет назад, приступив к работе в ЮОГУ им. А.Тибилова, я решил поступить в аспирантуру в СОГУ им. К.Хетагурова. Тогда судьба на короткое время свела меня с Шамилем Джикаевым. Обратившись к нему с просьбой быть моим научным руководителем, он не задумываясь сразу же согласился. Заочно я давно знал его, был знаком с его творчеством. Но когда мы познакомились поближе, мне стало понятно, кем на самом деле являлся Шамиль Джикаев для нас всех, для всей Осетии. Для него, как и для Лихачева, проблемы родной земли, простого народа, судьба страны были главными в его жизни.

О литературном творчестве Шамиля Джикаева написано много. Его талант велик и бесспорен. Он родился в с. Дзомагъ, был выходцем из Южной Осетии. Любовь поэта к Южной Осетии просматривается во многих его поэтических произведениях. Но в то же время Шамиль Джикаев был достойным сыном единой Осетии. Свою родину он всегда мечтал видеть единой, сильной, могучей.

Обладая прекрасными знаниями в области литературы, истории, фольклора, он понимал и чувствовал ту большую ответственность, которая стоит перед осетинской интеллигенцией в деле возрождения Осетии. В беседах с ним (несколько раз мы проговорили около 6 часов) человек узнавал много интересного и необычного из истории Осетии, литературы и вообще из жизни. Как-то я сказал ему, что наша Отечественная война продлилась около 20 лет и что за это время в Южной Осетии выросло целое поколение, которому суждено было испытать все тяготы военного времени. Шамиль слушал меня внимательно, а потом рассказал о том, как во время нашествия монголо-татар на Аланию одна аланская крепость в течение 15 лет вела борьбу и не была покорена. Он говорил о том, что наши предки всегда славились во всем мире тем, что такое понятие как «æгъдау» был для них превыше всего. И до тех пор, когда они следовали, жили по его законам - никакой враг не мог справиться, осилить наших предков.

Являясь великим гражданином, патриотом своего народа, Шамиль прекрасно понимал и чувствовал дух и силу народа. Он с болью в душе говорил о том, в каком тяжелом положении оказалась Осетия после распада СССР. Он как никто другой видел те социальные болезни, которым подверглась наша молодежь, наше общество. Шамиль больно реагировал на все эти новые негативные явления действительности. Но каждая его мысль заканчивалась тем, что народ Осетии сможет преодолеть все трудности, сможет возродиться. Рассказывая о многих трагических моментах, которые были в истории народа Осетии, он говорил о том, что наш народ всегда преодолевал невозможное и вновь крепко вставал на ноги. Его вера в силу народного духа была непоколебимой. В беседах с ним я многое узнал от него о тех проблемах, которые были в его работе, в жизни. Он всегда оставался жизнерадостным, большим оптимистом. Слушая мои рассказы о проблемах, которые были на юге Осетии, он переживал и сочувствовал нам. Как-то он сказал мне: «Я верю - Осетия рано или поздно опять возродится. Я уверен, что возрождение Осетии начнется с Юга!»

На мой вопрос, почему именно с юга, а не с севера, он ответил, что за последние 19 лет Отечественной войны в Южной Осетии народ хоть и потерял много человеческих жизней, но духовно он смог окрепнуть. «То, что смогли выдержать вы на юге, это не каждый бы смог осилить», - сказал Шамиль Джикаев. Он говорил о том, что Осетия должна быть единой не только территориально, но и духовно. Он с болью в душе говорил о том, что многие наши недруги пытаются разделить нас по каким-то понятиям, кланам: иронцы, дигорцы, кударцы и т.д. Видя эту проблему, Шамиль везде и всюду говорил об этой опасности для Осетии.

Обращаясь к истории наших предков, Шамиль говорил, что монголы никогда бы не смогли победить алан, если бы они были едины в тот период. А из истории мы знаем, что когда монголо-татарские полчища подошли к территориям алан, то они не выступили все вместе, сообща против общего врага, в результате чего и были разбиты по отдельности. Уроки истории никогда не следует забывать. Он рассказывал много интересного и о скифах. Говоря о них, он цитировал военачальников древности, которые говорили о том, что у скифов столько золота, что их невозможно ничем подкупить, а затем и победить. И здесь Шамиль указывал на наш великий æгъдау. Все надежды он связывал с тем, что в жизни народа наконец-то основополагающими понятиями станут те принципы, по которым воспитывались и жили наши славные предки.

Говоря о осетинском языке, литературе и культуре, Шамиля можно было слушать часами. Все, что было связано с этими понятиями, были для него первостепенными. Он с горечью говорил о том, что некоторые представители осетинской интеллигенции с высоких трибун кричат и учат других тому, что осетинский язык надо учить, развивать и т.д. А у самих дети не в состоянии сформулировать хотя бы одну мысль на родном языке. Он говорил о том, что если мы забудем наш язык, то на севере нас будут называть просто населением Северной Осетии.

Шамиль был горд и восхищался осетинским языком, владел им прекрасно. Как-то он спросил меня об одном своем произведении, как оно мне понравилось. Когда я ответил, что оно великолепно, но там много неизвестных для меня осетинских слов, он печально улыбнулся и сказал, что некоторые слова непонятны не только мне. Он с грустью процитировал Александра Тибилова, сказав, что «ирон лæг» должен думать и формулировать свои мысли на осетинском языке. А когда он этого не может, то он теряет очень много…

Говоря о научных работах Александра Тибилова, он с горечью отмечал, что несмотря на то, что прошло столько много времени с тех пор, когда над ними работал Александр Тибилов, многие проблемы осетинского языка до сих пор не решены. А были проблемы, которые стали сегодня еще острее. Чтобы решить накопившиеся вопросы, он сам делал многое. Однако Шамиль всегда говорил о том, что без серьезной, продуманной государственной программы развития осетинского языка у нас ничего не получится.

«Интеллигенция севера и юга Осетии должна работать совместно над всеми этими вопросами, иначе должного результата никогда не будет», - говорил он.

Как-то в очередной мой приезд я застал в его кабинете одного человека, который показывал ему две небольшие книжки в красивом футляре. Он с восхищением рассказывал ему о том, что это произведения осетинских и грузинских писателей, которые были изданы для того, чтобы «братские» народы Осетии и Грузии «поняли» друг друга. Этот «товарищ» хотел подарить книги Шамилю. Шамиль повернулся в кресле и поднял из мусорной корзины такой же экземпляр. Мне запомнились его глаза, которые были полны грусти и печали. Когда мы остались одни, он долго молчал, а потом заговорил о том, до чего же некоторые «уважаемые ученые» опустились, в кого они превратились. «Не остыли еще раны августовской войны, а эти… уже готовы дружить с убийцами нашего народа!», - с болью в душе проговорил он.

«Сегодня в Осетии много людей, достигших больших успехов в работе, карьере. Они образованны, занимают высокие посты. Но Лæгау-Лæгтæ как было раньше, у нас осталось очень мало», - сказал он с грустью. Слово Лæгау-Лæг всегда было в Осетии очень высоким понятием. Чтобы заслужить это звание, надо было сделать очень много доброго, хорошего для своего народа.

Мне часто приходилось слушать его мнение о проблемах молодежи. Тут он сильно переживал и задумывался о завтрашнем дне осетинской молодежи. Шамиль говорил, что несмотря на то, что сегодня многие представители старшего поколения ругают молодежь за то, что она уже не такая, как раньше, он был уверен, что молодежь у нас очень хорошая. «Если бы не молодые ребята, кто бы смог противостоять грузинским фашистам! 20 лет войны - это же целая вечность. Что они хорошего видели за эти годы? Одни ужасы войны!», - говорил он.

Чтобы воспитать достойное поколение, необходимо вернуться к нашим корням. С древних времен все народы завидовали тому, какая у нас воспитанная, прекрасная молодежь. И в очередной раз он говорил об осетинском æгъдау. Без этого у нас нет правильного пути.

Во время нашей последней встречи Шамиль говорил о том, что его сильно достают телефонные звонки с угрозами в его адрес. Однако страха в его глазах не было. «Я уже старый человек, а меня хотят запугать», - говорил он. Было больно смотреть, как он переживал…

Известие о страшной смерти Шамиля Джикаева всколыхнуло всю Осетию. Народ словно осиротел в один день. Все, кто его знал, были потрясены трагическим известием. Многие тогда еще не понимали, кого потеряла Осетия. Лæгау- Лæгтæ такие как Шамиль Джикаев, в Осетии рождаются, наверное, в сто лет один раз. Они остаются в памяти народа тем, что полностью отдают себя служению высоким идеалам добра и справедливости.

Мы же, граждане Осетии, обязаны увековечить их светлые имена для будущих поколений! В честь Шамиля Джикаева в Цхинвале проводились вечера памяти в некоторых школах и на осетинской кафедре ЮОГУ. Спасибо тем, кто организовал эти мероприятия.

Однако, наверное, пришло время увековечить его имя в Южной Осетии, согласно его великим заслугам перед осетинским народом. Уверен, что меня поддержат большинство наших граждан в том, что необходимо установить памятник Шамилю Джикаеву в г.Цхинвале, а также назвать его именем одну из улиц города…

В 2012 году сотрудниками ЮОГУ были организованы и проведены вечера памяти Александра Тибилова и Владимира Икаева. На каком уровне они прошли знают все. Третий вечер должен был быть посвящен памяти Шамиля Джикаева. Однако...

Чтобы воспитать новые поколения в лучших традициях нашего народа, нам нужны имена наших Лæгау-Лæгты, чтобы они были известны всем. Их служение своему народу должен быть образцом для подражания.

Благодаря всему этому мы сможем возродить нашу Осетию.

Шамил! Ды дæ нæ Иры арвы стъалы!
Дæ ныхас та нын у рæсугъд, фæлмæн,
Дæ зондæй зæрдæ рухс тæмæн куы калы.
Уæд нын, нæ ныфс, куыд бабын дæ, цæмæн?!
Ды уарзтай Иры, адæмы, нæ къона,
Дæ хъуыды та уыд раст æмæ нæртон.
Нæ ныббарстай зыд бирæгътæн
тых-тона,
Скодтай сын лæджы аккаг тæрхон.
Уыдтæ нæ зæххыл ды æцæг лæгау-лæг,
Зыдтай аланты кад æмæ æгъдау.
Дæлзæх ныххауа, уастæн, дæ марæг.
Фæлæбурдта дæм тугмондаг сырдау.
Дæ ном уыдзæн нæ кæстæртæн тырыса,
Æмæ мыггагмæ баззайдзæн цæргæ.
Æмæ ма знаг Ирыстонмæ куы бырса, -
Дæ тохы зарæг хъуысдзæн уæд нæргæ!

Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан

Из стихотворения «Поэт и гражданин» (1856) Н. Л. Некрасова (1821 - 1877).

Используется как шутливо-ироническая форма напоминания об общественном долге. В конце XIX-XX вв. в России, помимо вышеприведенных, часто цитировались другие строки этого некрасовского стихотворения, в которых была выражена та же мысль - в несколько иной форме:

Ах, будет с нас купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Довольно даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!

Из книги Энциклопедия пикапа. Версия 12.0 автора Олейник Андрей

Кем быть? Великие возможности приходят ко всем, но многие даже не знают, что встретились с ними. /Уинстон Чэннинг/Теория пикапа формировалась из моделей поведения успешных людей, общими чертами которых были уверенность и способность контролировать ситуацию. К тому же это

Из книги Подход Зельцмана к традиционному классическому портрету. Структурный портрет автора Зельцман Джо

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Быть или не быть - вот в чем вопрос С английского: То be or not to be: that is the question.Из трагедии «Гамлет» (1600) Уильяма Шекспира (1564-1616) в переводе (1837) русского писателя и переводчика Николая Алексеевича Полевого (1796-1846). Первая строка из монолога Гамлета (действ. 3, сцена 1): Быть иль

Из книги Красно-синий – самый сильный! автора Целых Денис

Быть человеком значит быть борцом Из «Западно-восточного дивана» (1819) немецкого ученого и писателя Иоганна Вольфганга /e/we (1749-1832).Смысл выражения: не отступать перед трудностями, вести себя достойно, не опускать руки в борьбе с чем-либо (за

Из книги Странности нашего тела – 2 автора Джуан Стивен

Если быть, то быть первым Слова знаменитого советского летчика-аса 1930-х гг. Валерия Павловичи Чкалова (1904 -1938).Используется как формула поощрения кого-либо в его

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

Хочу быть дерзким, хочу быть смелым Из стихотворения «Хочу» (1902) поэта Константина Дмитриевича Бальмонта (1867-1942): Хочу быть дерзким, хочу быть смелым, Хочу одежды с тебя сорвать. Цитируется как комментарий к решительному, необычному поведению или как его шутливое

Из книги В гостях автора Некрасова Ирина Николаевна

Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда Из рассказа «Письмо к ученому соседу» Антона Павловича Чехова (1860-1904). Автор этого письма - «Войска Донского отставной урядник из дворян» Василий Семи-Булатов - пишет своему соседу:«Вы сочинили и напечатали в

Из книги Быть начальником - это нормально автора Тулган Брюс

Из книги The Question. Самые странные вопросы обо всем автора Коллектив авторов

Быть старым – значит быть больным Старение не означает, что человек автоматически становится больным. На самом деле 85 % людей в возрасте свыше 65 лет не имеют реальных проблем со здоровьем. Недостаток физической нагрузки, а не сам процесс старения – вот что вызывает

Из книги Война за креатив. Как преодолеть внутренние барьеры и начать творить автора Прессфилд Стивен

Быть старым значит быть слабым Конечно, можно прожить полную жизнь и умереть, не будучи физически сильным. Но люди, сохраняющие активность, достигают того, что геронтолог из Лос-Анджелеса, доктор Джеймс Биррен, называет «стадия здорового старения»3. Это время после 60 лет и

Из книги автора

То Be or Not to Be Быть или не быть 1942 - США (99 мин)· Произв. UA (Эрнст Лубич, Александр Корда)· Реж. ЭРНСТ ЛУБИЧ· Сцен. Эдвин Джастес Майер по сюжету Эрнста Лубича и Мельхиора Лендьеля· Опер. Рудольф Мате· Муз. Вернер Хейман· В ролях Кэрол Ломбард (Мария Тура), Джек Бенни (Йозеф Тура),

Из книги автора

Как не быть назойливым Если вы решились прийти в гости без приглашения, главное в этом случае – не быть назойливым. Представьте такую ситуацию: вы пришли к друзьям, позвонили в дверь, но вам не открыли. В этом случае необходимо подождать несколько секунд и позвонить еще

Из книги автора

№ 3. Миф о хорошем парне: «Единственный способ быть сильным - это вести себя как самодур, а я хочу быть хорошим парнем» Многие менеджеры ведут себя как самодуры. Это не значит, что они сильны. Это лишь значит, что они ведут себя как самодуры.Как выглядит реальность?

Из книги автора

Почему в Англии у владельца дома за два миллиона фунтов может быть старая дешевая машина, а в России у человека может не быть дома, но будет Porsche? ДМИТРИЙ ГОЛОЛОБОВДиректор Gololobov and Co (Лондон), бывший глава правового управления ЮКОСаНа самом деле причин для того,

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа поселка Синегорье»

__________________________________________________________

686222, п. Синегорье, ул. Победы, д. 5 тел. 8-413-434-66-47

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ п. Синегорье»

Т.Ю. Манькова

(подпись, печать)

«ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Срок реализации – 4 года

Возраст детей – 11-17 лет

Разработчик:

Власенко С.И., учитель

русского языка и литературы

Место работы: МБОУ «СОШ п. Синегорье»,

Ягоднинский район, Магаданская область.

Должность: учитель русского языка и литературы,

«Историческое значение каждого русского человека

измеряется его заслугами Родине, его человеческое

достоинство – силой его патриотизма».

Н.Г. Чернышевский

    Актуальность исследования.

Работа в качестве учителя русского языка и литературы на протяжение 33 лет, общение с коллегами позволяют говорить о снижении интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы, о падении интереса к чтению, а, значит, и к национальной культуре, что ведёт к духовному опустошению подрастающего поколения.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших в современной школе.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важных сферах его деятельности – в идеологической, политической, экономической, культурной. Благородные чувства не рождаются сами собой, не возникают стихийно, а формируются, развиваются и совершенствуются в процессе воспитания и приобретения жизненного опыта, начиная с детских лет. В связи с этим проблема патриотического воспитания была и остается одной из актуальных проблем.

Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать у них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.

Чувство гордости за нашу прекрасную Родину переполняет сегодня сердце каждого учителя. Хочется сказать словами народного белорусского поэта Пимена Панченко:

В век бесконечного притворства,

И криводушия, и лжи,

Отчизна наша – светлый остров,

Где труд и праздник – для души.

Филологическое образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. Предметы этого цикла предоставляют школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков.

Влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Важность чтения подчёркивал и В.А. Сухомлинский: «Чтение как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Читательская культура является существенным показателем духовного потенциала общества.

Главной задачей патриотического воспитания на уроках литературы является процесс становления в каждом ребёнке Человека. Но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит от мастерства как педагога, так и родителей.

    Из опыта работы.

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»

Н.А. Некрасов

В наше время проблема воспитания гражданина и патриота в условиях экономической нестабильности, социального неравенства общества, эгоизма, равнодушия, немотивированной агрессивности, цинизма, роста национализма стоит наиболее остро. Потому как никогда актуальны слова Н.А. Некрасова:

«А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Ах! Будет с нас – купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Хватает даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!»

И я, как учитель, считаю, что несу ответственность не только за знания, но и за воспитание будущего поколения. Все это и подтолкнуло к выбору методической темы: «Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературы».

Главная задача, которую я ставлю перед собой, - создать условия для формирования личности духовно богатой, помочь ей реализоваться в учёбе и общении, создать условия для гармоничных взаимоотношений в системе «педагог – школьник» и условия для стремления обеих сторон к позитивному взаимодействию. Поэтому своё педагогическое кредо хочу определить словами: «Вперёд, дерзая и угадывая!»

Работая в данном направлении, определяю перед собой цель: создать условия для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина – патриота своего Отечества. Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:

1. Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

2. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

3. Развитие навыков самостоятельной аналитической работы с художественными текстами, навыков устной, письменной и ораторской речи, творческих способностей обучающихся.

На уроках литературы занимаемся по учебному пособию под редакцией А.Г. Кутузова и Ю.В. Лебедева, также я использую готовые программные продукты - «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Энциклопедия русской литературы», презентации учебного материала, в том числе выполненные самими учениками.

Содержание и структура программ определяются целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способность оценивать произведения литературы и отражённые в них явления жизни и на этой основе формировать гражданскую, идейно-нравственную позицию, чувство патриотизма школьников. В отборе произведений для чтения и изучения не утратила своей значимости мысль, высказанная К.Д. Ушинским: «Всё в преподавании должно быть нравственно, так, чтобы само говорило за себя, не нуждаясь в сентенциях. То литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении».

В своей работе я использую различные формы учебных и внеклассных занятий. Вместе с традиционными формами учебных занятий (лекция, семинар, экскурсия, практикум и другие) я использую и нетрадиционные уроки (заочное путешествие, соревнование, «круглый стол», «творческая лаборатория», «проба пера»). Необходимо помнить: обучение в школе должно быть адекватно современным стратегиям обучения – обучать с применением методов, способствующих развитию критического мышления; развивать способность и навыки самостоятельного поиска информации с использованием различных информационных ресурсов. Особое внимание в процессе обучения предмету и воспитательной работе уделяю использованию дискуссии, культуровоспитывающей технологии.

Важность регулярного использования дискуссии на учебных занятиях в настоящее время не оспаривается никем. Для прочного усвоения знаний и понимания возможности их использования в практической деятельности необходимо не просто прочитать и выучить материал, но и обязательно обсудить его с другим человеком. Известно, что интеллектуальный рост является продуктом как внутренних, так и внешних, т.е. социальных, процессов. Более высокий уровень мышления возникает из взаимоотношений или, проще сказать, диалога между людьми. Дискуссия – это целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины. Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задаёт тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.

Приоритетной в моей работе является обучение по интересам детей с целью развития эмоциональной сферы личности, развития творческих способностей, созидательных качеств в личности, воспитания человека высокой гуманитарной культуры.

Сегодня внедрение компьютерной технологии в учебный процесс является неотъемлемой частью учебного процесса, так как повышает эффективность обучения и качество знаний, придаёт уроку эмоциональную окрашенность, психологически облегчает процесс усвоения учебного материала, развивает познавательную активность учащихся. Учащиеся самостоятельно готовят презентации к уроку при изучении той или иной темы, тем самым являясь активными участниками урока при закреплении или объяснении нового материала, участвуют в школьных и районных научно-практических конференциях.

В старших классах наиболее приемлемой формой самостоятельной работы учащихся являются семинарские занятия. Они необходимы при изучении крупных эпических произведений, а также по обобщающим темам.

В ходе подготовки докладов, сообщений к семинарскому занятию ученики подбирают литературу по теме, закрепляют навыки по составлению плана, самостоятельно подбирают эпизоды для сопоставительного анализа образов, делают лингвистический анализ текста, пишут сочинения, рецензируют ответы товарищей.

На семинарских занятиях учащимся предлагаются разные виды фронтальных, групповых индивидуальных заданий. Например, при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», класс был разделен на 5 групп с учетом подготовленности и межличностных отношений, каждая группа получила задание, расширяющее знания учащихся, полученные на уроке, список рекомендованной литературы. На подготовку к семинару было отведено 7 дней, в течение которых ученики могли получить консультацию учителя. Учащиеся уже знакомы с таким видом работы, знают порядок проведения занятия, имеют памятку по рецензированию доклада:

Достоверность использованных источников;

Полнота рассказа;

Убедительность аргументов;

Связность изложения, умение владеть речью и удерживать внимание слушателей.

Учащиеся также знают, что по ходу выступления товарищей нужно делать записи. Оценивая доклад, нужно отметить достоинства и недостатки. В классном уголке – список групп учащихся и закрепленные за ними темы, памятка по рецензированию доклада.

Внимательно изучая текст романа, критическую литературу по творчеству писателя, ученики вырабатывают навыки пользования разными способами цитат из художественных произведений и статей, что, несомненно, поможет им над работой в сочинении.

Нельзя отрицать роли классической литературы в патриотическом воспитании подростков. Русские писатели старались создать образ положительного героя. Достаточно вспомнить романы И. С. Тургенева "Накануне", "Отцы и дети", «Рудин», Н. Г. Чернышевского "Что делать?", А.Грибоедова «Горе от ума», М. Горького "Мать", - их роль просто неоценима! Все это сделало русскую литературу XIX века неотъемлемой частью того культурного наследия, которое, будучи критически переработано, явилось в XX веке в обновленном качестве у классиков нового поколения. Величайшим поэтом переходного периода явился Блок, ярко, точно отразивший путь России, а значит, и литературы, неотъемлемой части культурной жизни страны.

Моя задача на уроках литературы и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа образа положительного героя такие учебные ситуации, когда подростки включились бы к размышлению о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за своѐ поведение на примере произведений. Задача учителя литературы и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа такой образ героя, такие учебные ситуации, когда подростки включились бы к размышлению о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за свое поведение.

Одной из основных задач воспитания, считаю, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Без любви к Родине и уважения к её истории, культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины. Для достижения этих задач уроки литературы имеют богатейшие возможности через изучение программных произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А. Ахматовой, М. Цветаевой, М.А. Булгакова, А.И. Куприна и других.

В. Сухомлинский писал: " Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце ребёнка на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины".

Учитывая огромные возможности художественной литературы, я вовлекаю учеников в процесс самовоспитания на примере личности положительного героя, обнаруживая перед ними:

    из чего складывается процесс принятия человеком жизненной цели;

    в чем заключается самоанализ современного поступка и линии поведения;

    какое место в жизни имеет нравственный выбор;

    какую роль может сыграть нравственный образ, которому следует человек.

В 5-9 классах на уроках литературы стараюсь применять различные формы и методы работы. Детям очень нравятся литературные викторины, брейн-ринги, заочные путешествия, творческие мастерские, посиделки.

Работая по теме "Народная мудрость", дети узнают, что у нашего народа есть " живой цветок", который сказки сказывает, учит, потешает и поёт. Особенно велика ценность фольклора потому, что он дает детям понятия о жизни человека и общества. В фольклоре отражается целостная культура народа, которая многогранна: это весь быт, традиционные занятия и народные игры, праздники, обряды.

Знакомя пятиклассников с миром сказок, пословиц, поговорок, загадок, я стараюсь показать им удивительный мир волшебства, образности, точности языка.

Сказка «Бой на Калиновом мосту», где главный герой – Иван, крестьянский сын - настоящий воин, умеющий постоять за себя словом и делом, учит детей чувству долга, мужеству, храбрости, отваге, любви к своему отечеству.

Считаю, что одним из жанров, содержащим в себе большие воспитательные возможности, являются пословицы патриотического содержания. Основная работа с пословицами - это раскрытие их смысла прямого и переносного значения.

Жить – Родине служить.
Сам погибай, а товарища выручай.
Герой умирает, а слава его живет.
Любовь к Родине сильнее смерти.
Ручьи сольются – река, люди соединятся - сила.
Береги землю родимую как мать любимую.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Дети заучивают пословицы, составляют мини - сочинения с включением пословиц на тему: «Моя Родина», « Мой родной посёлок», рисуют рисунки. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

При изучении в 5 классе произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», применяю такую форму работы как «Проба пера» - обучающиеся пишут сочинения от лица Жилина и от лица татарской девочки Дины. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

В 6 классе в центре внимания литературы становится человек как главный объект, его взаимоотношения с окружающим миром. На мой взгляд, здесь очень важно показать учащимся законы взаимоотношений человека с человеком, с обществом, властью, природой и показать, что при любых обстоятельствах человек должен оставаться Человеком, как в произведении Н.С. Лескова «Человек на часах».

Изучая с шестиклассниками «Бородино» М.Ю. Лермонтова, использую компьютерную презентацию (Приложение) и музыкальное сопровождение, чтобы показать героизм русского народа в Отечественной войне 1812 года, которая всколыхнула лучшие силы народа, дала мощный толчок общественному сознанию. На этих уроках происходит беседа о значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Главным при анализестихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувстваучастников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?». Анализ текста хорошо дополняют репродукции картин Ф. Рубо «Панорама Бородинской битвы», «Кутузов под Бородиным» С.В. Герасимова, а также устное создание сценария фильма.

Обучающиеся 7 класса знакомятся с художественным временем и художественным пространством в литературе, с историческим прошлым нашей Родины, с многогранным внутренним миром человека. Так, о прошлом своей Родины ребята узнают из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Гоголь передал дух того времени, историю народа в его величии. (приложение)

С 8 класса начинается курс на историко-литературной основе и строится строго по хронологическому принципу: изображение человеческой личности в литературе Древней Руси («Слово о полку Игореве»), в XIX веке (А. Толстой «Петр Первый») и в XX веке

(произведения М. Шолохова, А. Фадеева, А. Солженицына, Б. Васильева, В. Некрасова, В. Распутина).

На уроках в 8 классе, посвященным изучению произведений житийного жанра в древнерусской литературе, использую «заочное путешествие в прошлое на машине времени». В ходе путешествия в «Житии преподобного Сергия Радонежского» обучающиеся узнают о Сергии Радонежском - подвижнике, духовном деятеле, патриоте, вдохновителе ратных дел Дмитрия Донского. Всей своей жизнью святой являл современникам пример христианского благочестия, любви к людям, простоты, знания сердца человеческого, неприхотливости, скромности, трудолюбия. По словам В. Солоухина, Сергий Радонежский был «пастырь духовный и муж государственный». Он жил в трудное время татарского ига на Руси.

«Начинающаяся русская культура была растоптана ордынским нашествием; тьма одичания, умственного и духовного, налегла на нашу родину, и вся наша, хотя и зачаточная, образованность испытала паралич… Люди потеряли веру в добро и угрюмо отъединялись в своём горе, в своём озлоблении: человек человеку волк», - так говорил известный религиозный философ С. Булгаков. Это ли не пример для современных подростков?

В 9 классе при изучении романа «Капитанская дочка» урок выстраиваю таким образом, чтобы каждый ученик задумался об истинных человеческих ценностях, таких, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, желание творить добро, не требуя за это благодарности, чувство чести и достоинства. (ПРИЛОЖЕНИЕ).

При изучении рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» на примере Андрея Соколова «за круглым столом» находим лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.

В 10-11 классах большое внимание уделяю проведению уроков-дискуссий, лекций, семинаров, практикумов, «круглых столов», в ходе которых обучающиеся высказывают свое мнение, спорят, находят истину.

В 10 классе основное внимание школьников при анализе русской классики направлено на своеобразие способов изображения человеческой личности в художественной литературе разных направлений. Например, Н.С. Лесков «Очарованный странник», роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», произведения М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия», «Родина» - возвышенное и трагическое в поэзии; идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине; роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции, проблема личной ответственности человека за судьбы мира, роман Л.Н. Толстого «Война и мир» - любовь к жизни, чувство полноты бытия, поиски смысла жизни – вот неполный список произведений, которые играют важную роль в духовном взрослении человека и дают ответы на многие наши вопросы.

В 11 классе в литературе нашли отражение все стороны русского национального характера. Героико-патриотическое активное творческое начало, заложенное в национальных особенностях нашего народа, мы видим в творчестве М. Горького, В. Маяковского, Н. Островского, А. Твардовского, в «Тихом Доне» М. Шолохова и во многих других произведениях писателей.

Большой раздел литературы XX века посвящен произведениям о Великой Отечественной войне.

Планируя в 7-9 классах уроки по изучению произведений о Великой Отечественной войне, ставлю перед собой цель: показать внутреннюю красоту характера русского человека, его душевную щедрость, скромность, сочетающиеся в нем с поразительной стойкостью и самоотверженностью. На примере величия народного подвига у обучающихся, не знавших войны, стараюсь воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своему народу.

При изучении произведений о Великой Отечественной войне я использую на уроке разные методические средства: репродукции картин и фотографий с военной тематикой, презентации, экранизации художественных фильмов (киноурок), выставки литературы по данной тематике, музыкальное оформление. Участвуем в акции «Письмо ветерану», конкурсе сочинений «История моей семьи» (ПРИЛОЖЕНИЕ).

Выбирая для анализа повесть Василя Быкова «Сотников», ставлю перед обучающимися задачу серьезно задуматься над опасностью бездуховности, понять необходимость жить по высоким, требовательным законам нравственности: законам совести, долга, человечности. Эпиграфом к уроку беру слова Быкова: «Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»

Острота постановки вопроса самим писателем определяет и форму урока как проблемной беседы. Учащимся даются заранее опорные вопросы к анализу повести, которые помогают сосредоточиться на главном:

1. Когда впервые расходятся пути Сотникова и Рыбака?

2. Как повели себя в критической ситуации Сотников и Рыбак?

Каков его последний подвиг?

жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо и ему самому?»

Далее намечается путь поисков ее решения. Беседа «за круглым столом» строится как сопоставительный анализ характеров, поступков Сотникова и Рыбака. Подводя итог всему сопоставительному анализу характеров главных персонажей повести В. Быкова, я подвожу ребят к выводу, что высокая мера духовности позволяет человеку найти единственно достойное решение в жестоких обстоятельствах жизни, поддерживает его в выборе, когда он предпочитает смерть позору соглашательства. В этом состоит духовная сила партизана Сотникова, в этом источник его подвига, высочайшего патриотизма.

Уроки литературы по произведениям Ю. Бондарева «Горячий снег», «Выбор», по произведениям Астафьева и других дают богатый материал для воспитания патриотических чувств наших учащихся, формируют у них гражданскую позицию.

Накануне 70-летия Победы были проведены уроки-поиски в 8-9-х классах «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». К нему учащиеся готовились заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта. Почти у каждого в этих классах нашлось, что рассказать о своих родственниках – участниках войны. . (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Одним из самых глубоких патриотических чувств человека является любовь к родной природе. В произведениях И. Бунина, С.Есенина, А Пушкина таинственный и загадочный мир растений, птиц, зверей создает ощущение единства, целостности и гармонии. Вместе с тем работа над лирическим образом природы формирует у школьников собственное понимание жизненных ценностей. К стихотворениям обучающиеся самостоятельно делают выводы, выражают свое нравственное отношение к природе и передают в рисунке.

Чувство любви к Родине, к природе родного края, тема любви звучат в произведениях К.Д. Бальмонта, А. Белого, И.А. Бунина, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, И.А. Бунина.

В своей работе по патриотическому воспитанию я использую воспитательные возможности не только уроков литературы, но и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.

Считаю, что мои уроки литературы способствуют развитию у обучающихся патриотизма, любви к Родине, природе.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Формирование истинного патриота своей Родины - дело благодатное, значимое. И серьезное. Какое глубокое удовлетворение испытываешь от этой работы! А главное убеждаешься и веришь в то, что дело не пропадет даром.

Да, современным подросткам не всё интересно, не всё понятно, что касается прошлого. Но согласитесь: без прошлого нет и будущего. А о будущем задумываются все. Так о каком же будущем своих детей мечтаем мы? Несомненно, о достойном. Русская классическая литература - литература, проверенная временем, и она существует не для удовольствия, а для опыта. Русская литература, прежде всего, бытовое, социальное, историческое, психологическое, философское и нравственное исследование. Важно «как», если важно «что». А это зависит уже от педагога.

Для всех очевидно, что воспитанный человек не может не любить Родину. Можно утверждать, что тот, кто не любит Отчизну, не имеет корней, не нашел себя в этой жизни.

Работу по патриотическому воспитанию я планирую продолжать и в дальнейшем.

Результативность исследования.

Мои ученики принимают активное участие в школьных и районных олимпиадах, занимая призовые места. (приложения)

В течение нескольких лет занимаюсь с учащимися учебно - исследовательской деятельностью. Так, в 2011/2012 учебном году ученица 9 класса Власенко Анна с учебно – исследовательской работой « Ломоносов-ученый и литератор» стала призёром школьной и участником районной научно-практической конференции. Данный вид внеучебной деятельности вызывает большой интерес у учащихся, способствует развитию знаний о языке и культуре, творческих навыков, информационно-коммуникационных компетенций.

Мои ученики принимают активное участие в конкурсахразличного уровня, занимая призовые места:

Сочинений, «90-летие ГОЭЛРО» (Власенко Анна, 8б класс), «Если бы я был депутатом…», проводимого в рамках областного конкурса молодежи «Моя законотворческая инициатива» (Власенко Анна, 9б класс), «Мои права и обязанности» (Минаева Екатерина, 9 класс);

-«Живая классика» (Садовская Елена, 6 класс, победитель школьного, районного и участник областного конкурса). (ПРИЛОЖЕНИЯ грамот)

Выпускники школы (мои ученики) продолжают обучение на факультетах лингвистики ведущих ВУЗов страны: Окунева Мария в 2014 году окончила факультет культурологии Государственного Санкт-Петербургского университета, Исеркапова Алина и Василенко Анастасия обучаются в Магаданском Северо-Восточном университете на факультете учителей начальных классов.

Список литературы:

1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

2.Учебно-методическая литература по гражданско-патриотическому образованию и воспитанию. Концепция гражданского воспитания. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев. Москва. 2008 г.

3.Гражданское образование и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений. Евладова Е.Б., Москва, 2007 г.

4. Патриотическое образование и воспитание в современной школе. Пособие для педагогов и работников образования. Калуга, 2008 г.

5.Гражданское образование в российской школе. Составители: Тюляева Т.И., Москва, «Астрель», 2008 г.

6.Коммуникативная культура педагога. Москва. Сентябрь, 2006.

7.Методические приемы в гражданском и патриотическом образовании. Тольятти. 2007 г.

8.Патриотическое воспитание на уроках литературы. Егорова Н.В., Золотарева И.В., Москва, «ВАКО», 2010 г.

9.Патриотическое воспитание – будущее России. Лутовинов В.И. Пособие для педагогов. Москва, Фонд Андрея Первозванного, 2010 г.

10.Методические приемы в гражданском и патриотическом образовании. Иоффе А.Н., Пахомов В.П., Тольятти, 2009 г.

11. Айзерман Л. Тема «Никакой моей вины?»: Какие ценности формируются на уроках литературы. Учительская газета, 1997 г.

12. Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе. Москва, « Просвещение», 1985 г.