Почему госпитальеры так назывались. Рыцарские ордена

Предисловие

Райский сад на картинках глянцевых журналов может быть выращенным и на вашем участке. Для этого нужно всего-навсего научиться правильно ухаживать за деревьями и подрезать их. В этой статье поделимся особенностями обрезки деревьев в летний период времени.

Деревья чаще всего обрезают весной и осенью. Но можно ли делать это летом? Здесь мнения садовых экспертов разделились. Некоторые говорят, что можно и нужно и считают летний период чуть ли не самым лучшим для . Другие уверены, что летняя процедура укорачивания и прореживания годится разве как дополнительная к весенней обрезке.

Сторонники обрезки деревьев летом утверждают, что при удалении приростов в этот период совершенно не замедляется рост деревьев. Наоборот, деревья демонстрируют бурный рост новых побегов. Наблюдения отдельных садовников показывают, что если провести обрезку во время налива плодов, то качество плодов сильно улучшается. Обрезанные в июне трехлетние и старше деревья уже к августу практически полностью отращивают прирост.

Исключением могут быть только молодые деревья до трех лет. Они более требовательны. Чтобы побеги были мощнее, до начала роста необходимо удалить часть веток. Это даст весь сок оставшимся веткам. Но зеленые побеги молодых деревьев обрезать не стоит, в таком случае часть сока уже была израсходована на начало роста веток. Поэтому сильными оставшиеся побеги не будут.

Положительным в летней процедуре обрезания веток является то, что выделяемый сок в районе среза покрывает рану ветки пленкой. Это способствует быстрому заживлению и защите от вредителей. Такая пленка – самый настоящий природный вар.

Для улучшения качества плодов, повышения плодоносности деревьев, ускорения формирования крон очень эффективна пинцировка, или как еще называют эту операцию, прищипка. В этом случае на нужных побегах, которые мы планируем оставить для дальнейшего роста, обрезается верхняя часть. Побег пускает боковые ветки, становится более плотным и крепким.

Пинцировку лучше проводить, когда побеги достигли двадцати сантиметров. Процедуру можно разделить на слабое и сильное вмешательство. Слабой называют пинцировку, когда удаляют верхушку побега с парой неразвитых листьев. При этом интенсивность роста побега замедляется на пятнадцать дней и за счет этого происходит перераспределение питательных веществ. Слабые побеги становятся более сильными. Все сразу верхушки побегов прищипывать не стоит. Оставшиеся побеги, не прошедшие пинцировку, смогут потянуть на себя больше питательного сока. Это уменьшит количество новых ростков.

При сильной пинцировке (удаляется до половины побега) боковые ветки лучше питаются. Ниже среза почки пробуждаются быстрее и наилучшим способом развиваются. Прищипка способствует существенному повышению плодовитости деревьев, по сравнению с одной только обрезкой в весенне-осенний период.

Летняя обрезка плодовых деревьев все же не должна быть такой интенсивной, как в случае с весенней. Речь идет, прежде всего, о работе с молодыми ветками. Так, широко используется такой прием, как пасынкование, то есть выломка в самом начале роста зеленых побегов. Этот прием похож на прореживание, только отличается ранними сроками проведения.

Во избежание загущения кроны можно обрезать или выламывать лишние, бесполезные для дерева побеги в начале их развития. Для этой операции нет конкретных сроков – чем раньше вы удалите ненужные побеги, тем меньше сил они заберут. К тому же, раннее удаление веток менее травматично для самого дерева. Пасынкование следует проводить все время – побеги будут вырастать в самых неожиданных местах.

Особенно прореживание необходимо в центральной части кроны – так вы увеличите доступ воздуха ко всем веткам и улучшите освещение нижних ярусов.

Помимо удаления и укорачивания веток, начинающему садовнику следует освоить и такой прием, как наклон ветвей. Пока они молодые и не одревеснели, сделать это будет совсем легко – побеги можно наклонить с помощью веревочек и колышков, вбитых в землю, или с помощью распорок. Главное, чтобы в итоге ветки были в как можно более горизонтальном положении относительно земли. Как показывает практика, это повышает урожайность, существенно увеличивает прочность веток и делает простым сбор созревших фруктов.

Рекомендуем толстые ветви плодовых деревьев спиливать по следующей технологии. Начинать спиливать толстую ветвь необходимо с нижней части, путем надпила до середины ветки. Затем сделайте надпил с верхней стороны ветки и продолжайте пилить до конца. Благодаря этому способу вы сможете избежать надлома и срыва коры. Последнее очень травматично для любого дерева.

Обрезку плодовых деревьев можно разделить на слабую, среднюю и сильную. Слабая обрезка лучше всего подходит молодым деревьям. Укорачивание происходит на одну четвертую часть новой ветки. Это ускоряет плодоношение. Благодаря такому вмешательству крона будет формироваться красивой, весной от укороченных веток начнут интенсивно расти новые, свежие побеги.

Средняя обрезка также увеличивает урожайность, но, в отличие от слабой обрезки, этот способ применяется к деревьям пяти-, семилетнего возраста. Укорачивают одну треть части ветки. Для сокращения ветвления, усиления роста, утолщения оснований ветвей, применяют сильный способ обрезки. В этом случае укорачивают одну вторую часть ветки.

Яблони, абрикосы и персики очень часто встречаются в наших садах, а потому проще всего будет объяснить особенности обрезки на примере этих плодовых деревьев. Начнем с яблони – на этапе приобретения однолетнего саженца осуществляется обрезка верхушки. Необходимо оставить на однолетнем дереве около шести почек, приблизительно на полуметровой высоте от земли. Благодаря этому почки сформируют на следующий год боковые побеги.

Оставьте около пяти хорошо развитых скелетных веток на двухлетней яблоне. Обращайте внимание на угол отхода этих ветвей от ствола. В идеале должно быть пятьдесят-шестьдесят градусов – о том, как получить нужный угол, мы писали выше. Если верхние ветки наклоняются под тяжестью плодов и затеняют нижние побеги, то укоротите ветки верхнего яруса, чтобы нижние лучше развивались. Все-таки с нижнего яруса куда удобнее собирать урожай.

Груша очень сильно похожа по темпам роста и форме кроны на яблоню. Поэтому рекомендации, данные по яблоне, подходят и для груши. Абрикосы и персики отличаются очень сильным ростом – для большого урожая следует проводить сильную . Укорачивая вершину дерева, регулируйте его высоту. В идеале большую часть урожая вы должны собирать с земли, максимум – со стремянки. Чем выше будет крона, тем сложнее собирать фрукты и ухаживать за садом. После обрезки во всех случаях не производите подкормку, это может дать быстрый рост новых побегов.

Госпитальеры

Подобно другим рыцарским орденам, Мальтийский орден появился в период Крестовых походов за освобождение Гроба Господня. «Первые рыцарские ордена, -- отмечали историки XIX века, -- возникли как чистейшее воплощение средневекового духа в соединении монашеского и рыцарского идеалов, во времена, когда битва с исламом становилась реальностью.

Дух Крестовых походов был главным образом военный и религиозный, поэтому он породил монашествующее рыцарство». На протяжении своей долгой истории орден вынужденно менял местонахождение, а братья часто назывались по географическому признаку («рыцари Кипра», «рыцари Родоса», «рыцари Мальты»), оставаясь всегда при этом иоаннитами или, госпитальерами .

Существование Мальтийского ордена разделяется на 5 основных этапов: начальный период в Иерусалиме -- 1198-1291 годы; поселение на Кипре -- 1291-1310 годы; пребывание на Родосе -- 1310-1522 годы; пребывание на Мальте -- 1522--1798 годы; пребывание в России -- 1798-- 1817 годы; смутное время -- с 1817 года до наших дней в Риме на Кондотти.

Кроме этих дат, историки выделяли несколько промежуточных периодов, когда орден не имел постоянного места обитания. Братство выполняло свои функции, не теряя прежнего статуса, тем не менее, своей основной задачей считало расселение или завоевание определенного района.

В IV веке в Палестину устремились благочестивые христиане из Европы, желая поклониться святым реликвиям и местам, где, согласно Библии, провел свои последние дни Иисус Христос.

Для одних такое путешествие было результатом религиозного рвения, для других -- покаянием и очищением от грехов. Не выдержав всех трудностей длительного перехода, многие пилигримы добирались до Иерусалима тяжелобольными.

Богомольцы прибывали огромными толпами; многим требовалось лечение, уход, и нередко христианское погребение. Заботу о них брали на себя небольшие гостеприимные дома и монастыри. Впоследствии эти учреждения преобразовали в странноприимные дома (госпитали), устроенные специально для паломников, поток которых в Иерусалим увеличивался с каждым годом. Паломничество не прекратилось в период арабского господства, так как мусульмане терпимо относились к религиозным рвениям европейцев .

Примерно в 1048--1070 годах купец по имени Мауро, прибывший из итальянского города Амальфи, получил от египетского калифа Боменсора разрешение на открытие госпиталя в Иерусалиме.

Странноприимный дом, располагавшийся «на расстоянии всего лишь полета камня от гроба Господня», был посвящен святому Иоанну Элеймону, патриарху Александрийскому, жившему в VII веке. Странники называли этот дом госпиталем Иоанна Милостивого. Известный хронист писал: «Греческое имя святого Иоанна латиняне переиначили на Иоанна Лемонье («милостивый»); от него якобы пошло название иоаннитов. Впоследствии их покровителем стал святой Иоанн Иерусалимский (Креститель)» .

Небольшое братство, ухаживающее за больными и ранеными паломниками, постепенно увеличивалось, а сам госпиталь вскоре превратился в монастырь с больницами, церковью и часовней. Первым настоятелем госпиталя был Жерар де Торн, который провел множество преобразований, повлиявших на дальнейшее существование монашеского союза. По его инициативе братья получили более весомого небесного покровителя - Иоанна Иерусалимского -- и стали называться госпитальерами (иоаннитами).

Под руководством Жерара де Торна монахи построили церковь во имя святого Иоанна Крестителя и большое здание госпиталя. Новый дом состоял из двух отдельных корпусов: для мужчин и для женщин. В церкви Святого Иоанна торжественно отмечался день рождества покровителя. Пример Жерара де Торна вдохновил многих рыцарей, с радостью принимавших монашеский обет безбрачия, нестяжания и послушания. Кроме того, братья 7 раз в сутки читали молитвы, много занимались физическим и умственным трудом. Клятва «бедных братьев госпиталя святого Иоанна» содержала такие слова: «Служить рабами и слугами своим господам и повелителям, каковыми являются все слабые и больные» .

Когда начались Крестовые походы, деятельность обитателей госпиталя Святого Иоанна было трудно переоценить. Большую роль братья сыграли в развитии католического богословия, организации и укреплении католической церкви и папства, отстаивая его притязания на господство в Европе.

Однажды странноприимный дом иоаннитов посетил первый иерусалимский король, Готфрид Бульонский. Герцог был восхищен идеей и обещал содействовать в развитии братства. В подтверждение своих слов он подарил госпитальерам деревню Сальсола, расположенную недалеко от Иерусалима. В тот день рыцари из свиты короля - Раймунд де Пюи, Дюдон де Компс, Конон де Монтегю и Гастус - остались в братстве, приняв монашеский обет .

В 1099 году иоанниты получили возможность официально зафиксировать свою деятельность, учредив орден. Первым руководителем иоаннитов стал Жерар де Торн, вменивший каждому брату постоянно носить длинное черное платье с нашитым на нем восьмиконечным крестом. Если вначале монахи-госпитальеры ограничивались уходом за больными и ранеными, то с первой половины XII века они начали участвовать в войне. В этом состояло главное отличие духовно-рыцарских орденов от обычных монашеских (августинцы, бенедиктинцы, францисканцы), где принимали только обет бедности, послушания и целомудрия. Иоанниты, кроме того, давали клятву бороться с «неверными». В то время случалось, что иные монахи «опоясывались мечом по рясе», а некоторые рыцари надевали монашескую рясу поверх доспехов .

«Аскетический идеал оказывал влияние не только на церковные слои, - писал один знаменитый историк, -- он воздействовал и на мирян, и от слияния его с идеалом рыцарства получилась своеобразная форма - рыцарские ордена. Не будучи еще аскетическим и не сливаясь еще с монашеским, рыцарский идеал был уже идеалом христианским. Рыцари были, по мысли идеологов, защитниками слабых и безоружных, вдов и сирот, защитниками христианства против «неверных» и еретиков. Миссия защиты паломников в Святую землю, помощи больным или бедным, защиты гроба Господня от «неверных» вытекала из идеала христианского рыцарства. Благодаря господству аскетического миросозерцания она сочеталась с принесением монашеских обетов».

В 1104 году Балдуин I подтвердил привилегии госпитальеров как военно-духовного ордена. Он выделил монахам-рыцарям участок земли, создав прецедент приобретения собственности в других европейских странах.

В 1113 году иоаннитов взял под свое покровительство папа Пасхалий II, утвердивший название «братство госпиталя Святого Иоанна». Понтифик обеспечил право свободно избирать своих руководителей, не опасаясь вмешательства светских или церковных властей, а также право обращаться по всем вопросам непосредственно к Папе Римскому.

Жерар де Торн скончался в 1120 году, освободив место Раймонду де Пюи, герою Иерусалимского штурма, происходившему из древнего дворянского рода Дофинеи. С того времени глава ордена стал именоваться великим магистром. В целях военной защиты паломников на дорогах Палестины члены ордена разделились на три класса: рыцарей, капелланов и оруженосцев. Самый высший ранг включал в себя рыцарей, которые должны были иметь благородное происхождение и выполнять как воинские, так и другие обязанности. Капелланы отвечали за религиозную деятельность братства. Оруженосцы представляли собой служащих, призванных обслуживать представителей более высоких рангов .

В первый год своего правления великий магистр утвердил первый устав ордена, названный «Правила ордена Святого Иоанна Иерусалимского». С момента утверждения устава папой каждый брат обязывался свято хранить три обета: целомудрия, послушания и добровольной нищеты без собственнического стяжательства. Монах «стоял твердо за веру христианскую, всегда придерживался справедливости, обиженным помогал, угнетенных защищал и освобождал, язычников, «неверных» и магометан гнал, заботился о вдовах и сиротах».

Согласно новым правилам, в орден не принимался «всякий, кто обременен долгами, вписанный в другой орден или обязанный супружеством, либо гражданскими долгами». По поводу облачения в уставе сказано о «кавалерской, черной со знамением белого креста на левой стороне» одежде. Для войны предусматривалось платье «червонного цвета с белым крестом» .

На красном стяге ордена госпитальеров, утвержденном Папой Иннокентием II, был вышит белый восьмиконечный крест. На орденской печати изображался лежащий больной с крестом в изголовье и со свечой в ногах. Основным принципом деятельности считалось служение религиозным и духовным идеалам, выдвинутым основателями монашеского братства.

Рыцарем мог стать только потомственный дворянин. Поощрялось включение в члены ордена сестер-послушниц; не принимались дети торговцев или банкиров.

Черная суконная одежда госпитальеров шилась, по примеру хламиды Иоанна Крестителя, из грубой верблюжьей шерсти. Узкие рукава платья символизировали отречение от светской жизни, а белый полотняный восьмиконечный крест на груди -- целомудрие. Четыре направления креста олицетворяли главные христианские добродетели: благоразумие, справедливость, силу духа и воздержание. Восемь окончаний означали земные блага, обещанные Христом всем праведникам в Нагорной проповеди. В 1153 году указом Папы Анастасия IV братья разделились на рыцарей, одетых в красную монашеско-военную форму с черным плащ-накидкой, и оруженосцев .

В первые десятилетия своего существования иоанниты, подобно большинству монашеских орденов, являлись составной частью строгой церковной иерархии. И хотя по своей правовой природе они были религиозным объединением, тем не менее, имелись отличия от других орденов. Самое главное - госпитальеры жили не в христианской стране, а за ее пределами, на территории, находящейся под господством мусульманских правителей.

Твердая иерархия ордена иоаннитов, существовавшая несколько веков, была утверждена Папой Римским только в 1259 году. В соответствии с буллой члены братства делились на рыцарей, священников и братьев-госпитальеров. Дальнейшие привилегии предоставляли папы Адриан IV, Александр III, Иннокентий III. Папа Климент IV присвоил руководителю ордена титул великого магистра святого госпиталя иерусалимского и настоятеля рати Христовой. Со временем, превратившись в мощный военный союз, орден стал называться «Рыцари-госпитальеры ордена Святого Иоанна Иерусалимского» .

За 30 лет управления Раймонда де Пюи задачи братства намного переросли прежние масштабы деятельности. По мере умножения славы и заслуг к иоаннитам присоединялось все больше благородных аристократов и рыцарей со всей Европы.

Не прекращалась самоотверженная и кровопролитная борьба с сарацинами, которые на протяжении нескольких веков пытались расширить свои границы и выйти в Европейское Средиземноморье.

Главной заслугой первого великого магистра стала независимость ордена, а также общепризнанное право иметь армию и вести военные действия.

Римские папы охотно давали привилегии иоаннитам, вначале исключив их из подчинения местной светской и духовной власти, затем, наградив их правом собирать церковную десятину в свою пользу. Орденские священники отчитывались только перед своим капитулом и великим магистром.

Деятельность по обеспечению обороны личных владений началась в 1136 году, когда граф Раймунд Триполийский поручил иоаннитам защиту крепости Бет Джибелин, прикрывавшую подступы к Аскалону .

Рыцари успешно справились с задачей, и Раймунд передал им еще несколько своих замков. Через несколько лет около тысячи братьев занимались обороной более 50 крепостей в Леванте. Оплотом на севере Палестины и самой знаменитой цитаделью ордена госпитальеров был замок Крак де Шевалье. В том же краю находилась мощная крепость Маргат, а на юге-- Бельвер и Бет Джибелин. Неприступные замки иоаннитов традиционно имели вторую линию укреплений и возвышались над местностью, позволяя контролировать всю окрестную территорию. Арабский историк поэтично сравнивал крепость Бельвер с орлиным гнездом.

Крак де Шевалье перешла в собственность ордена в 1144 году по решению Раймунда II Триполийского. Замок располагался на склоне Ливанских гор, был защищен мощными двойными стенами с высокими башнями и окружен рвом, пробитым в скалах.

На территории крепости находились жилые здания, казармы для двух тысяч солдат, палата великого магистра, амбары для зерна, мельница, пекарня, маслобойня, конюшни. По широкой стене был проложен акведук, по которому в город постоянно поступала питьевая вода. До 1271 года Крак де Шевалье выдержал двенадцать осад, но в 1271 году был захвачен войсками султана Бейбарса .

Замок Маргат был передан госпитальерам графом Раймундом III Триполийским в 1186 году. Эта крепость с двойными стенами и большими башнями располагалась к югу - от Антиохии, в 35 километрах от моря, и была построена из скального базальта. Внутри находилось большое подземное водохранилище. Запасы продовольствия позволяли тысячному гарнизону выдержать пятилетнюю осаду. Долгое время крепость Маргат была одной из главных резиденций руководителя ордена. Именно здесь братья приняли знаменитые маргатские уставы, в которых рыцари стали подразделяться по национальному признаку .

Маргат пал в 1285 году, после жесточайшего сражения с мамелюками от величественной крепости остались только развалины. Замок Бет Джибелин был разрушен в 1187 году, а Бельвер -- в 1189 году, после штурма войсками Саладина.

В начале июня 1306 года 35 рыцарей и 500 пехотинцев, приплывших на шести кораблях, высадились на Родосе. Великий магистр Фуке де Вилларе сразу отметил удобное положение двух великолепных гаваней: Порто дель Манд-раччио на северной оконечности острова и Порто-Меркон-тильо - на южной. Иоанниты окончательно завоевали Родос и соседние острова в 1309 году, после многочисленных боев с турками и сарацинами. Через год папа Климент V одобрил действия Фуке де Вилларе, утвердив титул суверен Родоса и начав строительство новой резиденции.

Вскоре на острове открылся большой странноприимный дом, были построены новые оборонительные сооружения, великолепный дворец правителя, склады, школы, а главное, создан мощный флот. Более двух столетий корабли ордена в качестве морского конвоя патрулировали Средиземноморье, защищая торговые суда от турецких корсаров, благодаря чему рыцарей стали заслуженно называть морским щитом Европы.

Флот иоаннитов объединял в себе лучшие достижения мирового мореплавания. Большие, не зависящие от ветра галеры с обшивной броней и 50 гребцами в двух рядах были грозной силой для врага. Экипаж состоял из нескольких рыцарей, 50 матросов и 200 солдат. Головным броненосцем по праву считался самый большой корабль -- «Святая Анна», построенный в начале XV века. Иоанниты воевали с турками, с мамелюками, совершая рейды в Сирию и Ливан, непременно применяя в сражениях знаменитый «греческий огонь» .

В 1310 году родосский флот разбил турецкую флотилию в бою недалеко от острова Аморгос, повторив успех близ острова Хиос. В 1320 году 80 турецких кораблей затонули около Родоса, разбитые 30 судами рыцарей. Непобедимый флот ордена принимал участие во взятии крепости Смирна, принадлежавшей турецкому эмиру Умур-паше, в морских боях за остров Имроз, в разгроме египетского флота и во взятии Александрии. Иоанниты хорошо владели тактикой набегов на укрепленные города Леванта, Малой Азии и Египта. Постоянные войны только усиливали военную мощь орденского флота.

На Родосе окончательно сложилась структура ордена как военно-духовной организации. Орден рыцарей госпиталя Святого Иоанна был полностью независимым от любой власти и поэтому стал называться суверенным (державным). Орден обладал многими светскими правами -- такими, как возможность обмениваться послами и заключать договоры с другими государствами. Все правила, должности и обряды представлялись в специальном «Уложении о разделении и постановлениях».

Распределение должностей по «Столпам языков» предусматривало соблюдение следующих условий.

1. «Рыцари по справедливости», занимающие все должности в ордене, должны были иметь восемь поколений благородной крови. От немцев требовалось предъявить доказательства происхождения до 16-го поколения, от испанцев и итальянцев -- до 4-го.

2. «Рыцари по милости» принимались в виде исключения за военные подвиги без доказательства своего дворянского происхождения. Для них допускалось отсутствие чистоты крови.

3. «Рыцари благочестия», не обязанные давать монашеские обеты, появились в ордене намного позже .

Первые пять лет, рыцари жили в орденском общежитии, питаясь за общим столом. Ежедневный рацион включал в себя 400 граммов мяса, кружку вина и 6 хлебцев. В праздник мясо заменяли рыбой и яйцами. Парадные и обыденные одеяния были установлены еще Жераром де Торном, но Папа Александр IV внес несколько изменений. Так, братья-рыцари носили красную военную рясу с белым полотняным крестом и черный орденский плащ, перед битвой надевая малиновую бархатную накидку с белым шелковым крестом на груди. Остальные монахи в мирное время ходили в черной рясе, а во время войны -- в черном плаще.

В дополнение к белому кресту на одежде рыцарям полагался серебряный крест той же формы -- сначала на четках, а затем на груди. Ношение серебряных крестов было официально установлено орденским капитулом только в 1631 году. Впоследствии знаки из драгоценного металла заменили крестами с белой эмалью, украшенные лилиями по углам. Высшим сановникам полагались большие золотые кресты, которые носились на черной ленте (на золотой цепи). Братья-служащие носили кирасу рыцаря. Так называли полукрест без двух верхних углов .

«Внешним отличием кавалеров святого Иоанна Иерусалимского, -- писал автор одной из хроник, -- кроме двух полотняных крестов, был золотой восьмиконечный, покрытый белой эмалью крест на черной муаровой ленте или на золотой цепи. Над крестом, носимым на шее, была золотая корона, а над ней, уже на ленте, золотое же изображение военной арматуры». Основным знаком ордена, определяющим принадлежность к нему, был белый полотняный крест на месте сердца и на левой стороне плаща.

В XIV веке орден сделался настолько многочисленным, что великий магистр предложил разделить его (по национальному признаку) на части, так называемые нации (языки). В начальном варианте было 8 наций для рыцарей Прованса, Оверни, Франции, Италии, Арагонии с Каталонией и Наваррой, Кастилии с Португалией, Германии и Англии с Ирландией и Шотландией. Родосским рыцарем мог стать лишь член одной из этих наций, каждая из которых состояла из приоратов, великих приоратов, бальяжей и командорств (комтурств). Европейские подразделения отчисляли в орденскую казну часть своих доходов .

Первыми владениями за пределами Палестины стали приорство Сен-Жиль в Провансе и несколько командорств, расположенных в Шампани и Аквитании. В начале XIV века функционировало 30 приорств во Франции, Испании, Португалии, Италии, Англии, Ирландии, Германии, Чехии, Венгрии и даже в далекой Польше. Земли в национальных братствах сдавались в аренду лицам, обязавшимся ежегодно платить налоги за пользование землей.

Приораты состояли из командорств и объединялись в судебные округа (бальяжи). Судьи (бальи) могли быть капитульскими, монастырскими и «бальи по милости» (почетными). Управляющие командорств именовались наставниками (командорами). Они распоряжались недвижимым имуществом ордена и являлись руководителями воспитательных учреждений. Эти должности давались за особые заслуги. Командоры подчинялись великим приорам, приорам и провинциалам .

Руководитель ордена великий магистр -- избирался пожизненно; выборы проходили в течение трех дней после смерти предшественника. Глава имел решающий голос по всем вопросам, осуществлял все назначения на должности и присваивал почетные звания. При условии открытой вакансии великий магистр выделял владение (магистральное командорство) наиболее выдающемуся рыцарю, получая налоги в личное распоряжение.

Верховную власть осуществлял священный капитул, собиравшийся великим магистром один раз в 3 года. Капитулу подчинялся постоянный совет, состоявший из верховного руководителя, восьми столпов, провинциальных приоров и капитульских бальи. Восемь главных сановников ордена (пилиеры, или столпы наций) выбирались из монастырских бальи. Великий магистр руководил советом и капитулом совместно с правителями (столпами) наций Прованса, Оверни, Франции, Арагона, Кастилии, Италии, Англии, Германии.

Почетную должность казначея занимал великий командор (столп Прованса), являвшийся одновременно первым помощником великого магистра. Выбор именно этой французской провинции обусловлен мнением о провансальском происхождении Герарда -- основателя ордена.

· Великий госпитальер (гостеприимник) -- столп Франции -- нес ответственность за госпитали, в частности за лекарей, надлежащий уход и приобретение медикаментов.

· Великий консеватор (драпиер) -- столп Арагона -- был интендантом, осуществляющим контроль за ежегодными выплатами рыцарям на их личные нужды.

· Великий канцлер -- столп Кастилии -- отвечал за иностранные дела, подготавливал соглашения, декреты, решения правителей, подписывал их вместе с великим магистром. Кроме того, он руководил государственным архивом.

· Великий адмирал -- столп Италии - командовал офицерами и рядовым составом экипажей, наемниками, служащими на кораблях. Он осуществлял надзор за всем судами флота, но снабжение вооруженных сил осуществлял с Великим командором.

· Великий маршал -- столп Оверни -- командовал пехотой, был председателем третейского суда, разрешавшим разногласия между рыцарями.

· Туркополиер -- столп Англии -- командовал кавалерией, караульными войсками и вспомогательными силами ордена.

· Великий бальи -- столп Германии -- отвечал за строительство и сохранность оборонительных сооружений, обеспечение армии боеприпасами и продовольствием.

· Главный санитар (инфермерарий) появился в XV веке и считался наиболее почетной должностью .

Разделение высших постов между представителями различных наций позволяло достичь концентрации сил в нужной ситуации, что способствовало усилению ордена, его процветанию и независимости от светских князей.

В 1448 году Папа Николай V признал полную юрисдикцию ордена над его территорией, независимость от Папы Римского в вопросах управления и финансах. Понтифик подтвердил право обмена посольствами с другими государствами, международно-правовую свободу договоров и действий, право чеканить монету и взимать налоги. Более того, великий магистр стал независимым, свободным князем с огромным набором соответствующих привилегий и почестей. Эти права подтверждались Папами Пием II и Иннокентием VIII.

В усилении влияния ордена значительную роль сыграли господство на Родосе, постоянно демонстрировавшее его двойственную природу: братство одновременно было международной светской и религиозной организацией. Это обстоятельство изначально определяло особое положение, которое орден сохранил до настоящего времени. Во многом, подчиняясь папе, рыцари были совершенно самостоятельны в политических и светских вопросах.

Несмотря на ликвидацию орденов тамплиеров и госпитальеров, другие духовно-рыцарские ордена продолжают свою активную военную деятельность. В то самое время, когда во Франции шел суд над тамплиерами, госпитальерами, вытесненные из Палестины, переносят свою штаб-квартиру на о. Родос. С этого времени начинается двухсотлетний период их активных боевых действий в защиту острова. С потерей Родоса в 1522 году штаб-квартира ордена переносится на о. Мальту, после чего орден получает название Мальтийского. Все это время, вплоть до XVIII века орден госпитальеров продолжает оставаться могущественной и весьма активной военной организацией. Более того, он является главным военным форпостом в борьбе христианских государств с Османской империей. В рядах госпитальеров служат опытные, закаленные в боях воины. Орден располагает мощным военным флотом, который ведет активные боевые операции против турок на всем Средиземноморье.

Эта живучесть ордена не может не вызывать удивления у историка. В то время как Тевтонский орден и испанские духовно-рыцарские ордена в XVI веке претерпевают коренные преобразования, госпитальеры не только формально сохраняют свой устав, но и деле продолжают традиции Крестоносного движения. У меня нет возможности описывать всю историю Мальтийского ордена, хотя она очень интересна и многогранна. Мы коснемся только той истории, которая связывает Мальтийский орден с историей России и именем императора Павла I. Век просвещения и появление масонства оказали влияние и на Мальтийский орден. Эти новые веяния усилили недовольство рыцарей старым режимом. Магистры все чаще ссорились с епископами, папскими инквизиторами и представителями мальтийского населения и клира. Прекрасно управляемые поместья и леса трех французских провинций поставляли половину иностранных доходов ордена, что обеспечивало французам первые места в администрации. По мере того как военные функции ордена сводились к нулю, а доходы таяли, орден пытался принимать отчаянные меры- союзы с американцами, русскими и англичанами, основание эфиопской компании, создание польского приорств, покупку поместий в Канаде, приобретение Корсики, в 1651 году орден купил три острова в Карибском море, но уже в 1665 году должен был их продать.

В 1775 году на Мальте вспыхнуло восстание под руководством местного мальтийского духовенства, которое было поддержано сельским населением, доведенным до нищеты дурным управлением.

Великий магистр Роган (1775-1797) прилагал все усилия для того, чтобы поднять угасший воинский дух в ордене, усовершенствовать администрацию и суд, увеличить доходы. В 1776 году он в последний раз созвал высшее законодательное учреждение ордена - генеральный капитул, которым в 1779 году был издан кодекс законов Мальтийского ордена. Но старания Рогана пропали даром. В 1792 году Национальная ассамблея Франции конфисковала французское имущество ордена, а 12 июня 1798 года Мальта без боя сдалась Наполеону. Из бывших тогда на острове трехсот тридцати братьев двести были французами, и многие из них были готовы к сопротивлению, но госпитальеры испанцы отказались сражаться, твердого военного руководства не было, а магистр побоялся предпринимать какие - либо решительные меры, опасаясь народных беспорядков.

После сдачи острова рыцари обвинили магистра Фердинанда фон Гомпеша в измене и сместили его с должности. 16 декабря того же года великим магистром был избран российский император Павел, и резиденция ордена была перенесена в Санкт-Петербург, после чего в Кронштадте начали снаряжать флот для возвращения Мальты. Однако после смерти Павла Александр отказался от звания великого магистра, а потом и вовсе упразднил орден на российской земле. Постепенно орден стал терять свои земли и в других странах, и в 1834 году капитул ордена был перенесен в Рим. С тех пор судьба Мальтийского ордена тесно связана с историей папского престола.

С потерей о. Мальты госпитальерами завершается фактически и история крестоносного движения. Крестовые походы уходят в прошлое вместе со Старым режимом - европейской системой королевского правления, - на разрушение которого и была направлена Великая французская революция. Символично то, что госпитальеров с Мальты изгоняет не кто-нибудь, а именно Наполеон Бонапарт - будущий французский император, который правил, опираясь уже не на дворянство и духовенство, а на совершенно новые Национальные структуры, созданные в ходе Французской революции.

Я заинтересовалась историей ордена госпитальеров, когда собиралась отдыхать на острове Родос. Эти рыцари базировались на острове несколько веков и были известны как родосские рыцари. Но сейчас орден госпитальеров больше известен как Мальтийский орден.

Изначально он объединял монахов, которые при этом еще и являлись воинами — рыцарями. Этот рыцарский орден, который считается старейшим, был основан во время первого крестового похода в 1113 году. В том году папа Пасхалий II выдал папскую буллу.

Символом членов ордена является белый восьмиконечный крест.

Внутренее убранство Мальтийской капеллы (Сантк-Петербург)

Первоначально задачей ордена госпитальеров был прием пилигримов на святой земле. Орден предоставлял паломникам ночлег и медицинскую помощь. Латинское слово «gospital» переводится, как «гость». В 1107 году король Иерусалима Болдуин I выделил ордену Ионитов (так еще назывался орден) землю в Иерусалиме.

Сначала орден госпитальеров не занимался военными операциями, однако со временем монахи стали охранять паломников. Для этого они строили укрепленные пункты и госпитали по всей Европе.

Однако христиане на ближнем востоке хозяйничали не долго. В 1187 году Саладин вторгается в Иерусалимское королевство и захватывает Иерусалим. Когда пал Иерусалим госпитальеры перенесли свою резиденцию в Акру.

Рыцари ордена госпитальеров покинули Акру в 1291 году, сначала они перебрались на остров Кипр, затем в 1307 году на , который отвоевали у Византии.

На Родосе рыцарский орден достиг своего расцвета. Здесь во дворце великого магистра располагалось руководство ордером госпитальеров: Магистр, Приор и администрация Ордена.

Администрация Ордена Святого Иоанна состояла из восьми Бейлифов: Главный Командор (управлял общим имуществом), Маршал (начальник военного штабаl), Главный Госпитальер (управлял больницами), Драпиер (отвечал за снабжение вооруженных сил), Главный Адмирал (управлял флотом), Туркопольер (управлял наемниками), Главный Канцлер (управлял канцелярией), Главный Бейлиф (ответственный на Родосе за защиту защиты замка святого Петра). Каждый из руководителей управлял отделениями в Европе.

Все члены Ордена делились на три основных класса: рыцари, священники и боевые сержанты. Позже появился четвертый класс — сестры.

Рыцари в зависимости от происхождения делились на: полноправных рыцарей, повинующихся, преданных и льготных. Конечно чтобы занять высокое положение в ордене, необходимо было происходить из хорошей семьи, но при таланте и упорстве рыцарь мог сделать карьеру.

Улица рыцарей г. Родос

После того, как орден госпитальеров покинул Святую Землю и обосновался на Родосе, он стал не просто военным, а военно-морским орденом. Именно благодаря наличию флота орден Святого Иоанна пережил все остальные. Госпитальеры совершали набеги на мусульманские порты и корабли, захватывали богатую добычу, среди которых были заложники. Сейчас бы это назвали пиратством.

В 1480 году турки, предприняли попытку захватить Родос, тогда рыцари отбились. Однако в 1522 году Османская империя захватывает остров.

Условия сдачи были очень мягкими. Султан пообещал, что на острове будет сохранена католическая вера, церкви не будут осквернены, а Орден сможет покинуть остров со всеми своими кораблями, реликвиями, оружием и богатствами.

Рыцари, оставшись без крова, начали скитаться, а Великий магистр вел переговоры с европейскими монархами о месте дислокации.

В конце концов Орден согласился на остров Мальта, которую им пожаловал король Сицилии Карл V 24 марта 1530 года.

Условиями владения являлись ежегодная дань в виде 1 сокола (платилась аккуратно вплоть до 1798 года), не использование гавани Мальты кораблями Ордена, конфликтующими с Сицилией и признание вассальной зависимости от короля Испании. Хотя на самом деле предполагалось, что орденский флот будет бороться с алжирскими пиратами.

картинка с сайта: http://ru-malta.livejournal.com/193546.html

Госпитальеры также занимались торговлей «черным деревом», то есть вывозили рабов из Африки в Америку.

Постепенно Мальтийский орден попадал во все большую зависимость от императора и Римского Папы. В 1628 году Папа принимает декрет о том, что в период между смертью одного гроссмейстера и выборами другого Орденом управляет непосредственно Папа. Это давало возможность Ватикану кардинально влиять на выборы нового гроссмейстера.

Через своих представителей Ватикан постепенно забирал имущество Ордена. Орден приходит в упадок.

Когда в XVII-XVIII веках Средиземноморские государства создали свои собственные военно-морские силы, Мальтийский стал не нужен. В конце концов Мальту завоевал Наполеон и орден лишился своего суверенитета.

К концу восемнадцатого столетия Российский флот стал главной угрозой флоту Оттоманской империи. Это привело к сближению Мальтийского ордена с русским царем. В 1797 году Павел I организовал на территории Российской империи новое главное приорство и готовил поход кораблей в защиту Мальтийского Ордена.

Однако, после убийства его в Михайловском (Инженерном) Замке в ночь на 13 марта 1801 года, Мальтийский орден покидает Россию.

Римский Папа 9 февраля 1803 года назначает гроссмейтером Ордена Джиованни Батиста Томасси (Giovanni-Battista Tommasi), который временно разместил резиденцию Ордена сначала в Катании (Catania), затем в Мессине (Messina) на острове Сицилия.

По окончании наполеоновских войн Парижским Соглашением держав победительниц 30.3.1814 года Мальта окончательно была признана владением британской короны

После смерти в 1805 году Томасси Орден влачит жалкое существование. В Резиденции Ордена живет не более тридцати человек, имеющих титул рыцаря и небольшое количество обслуживающего персонала. Никакой военной силы после ухода с Мальты Орден более не имеет и никогда больше иметь не будет. Глава ордена утверждается Папой и носит титул лейтенанта магистра. Орден не имеет возможности даже пригласить на выборы членов Ордена, живущих в приорствах. Собственно, Орден существует только номинально.

В 1831 году резиденция Ордена Перемещается в Рим в здание Главного Приорства Ордена в Риме палаццо Мальта (Palazzo Malta) на улице Хилл (Aventine Hill), а затем в здание бывшей резиденции посла Ордена при Папском Престоле палаццо Мальта на виа Кондотти (Palazzo Malta on the via Condotti) возле Пиацца ди Спага (Piazza di Spagna).

В 1910 году Орден организует полевой госпиталь, который спасет много человеческих жизней в период итало-ливийской войны 1912 года. Орденское госпитальное судно «Реджина Маргарита» вывезет из района боевых действий более 12 тыс. раненных.

В период Первой Мировой войны в Германии, Австрии, Франции действовала целая сеть полевых госпиталей Ордена.

В послевоенный период Орден продолжал заниматься и занимается поныне только гуманитарной и медицинской деятельностью, в основном в странах, исповедующих католицизм.

Сегодня Орден насчитывает около 10 тыс. членов и по численности среди католических организаций занимает второе место после Ордена иезуитов (чисто монашеская религиозная невоенная организация).

В настоящее время в составе Ордена насчитывается 6 Главных Приорств (Рим, Венеция, Сицилия, Австрия, Чехия, Англия) и 54 национальных командорий, одна из которых имеется и в России.

Орден Госпитальеров (Иоаннитов)
(Alliance de Chevalerie des Hospitaliers de Saint Jean de Jerusalem)

(Краткий исторический очерк)
Часть 1.

Этот Орден является, пожалуй, старейшим из известных двенадцати монашеско-рыцарских Орденов средневековья.

Из этой дюжины наиболее заметный след в истории средневековья вообще, и в частности, в истории Крестовых Походов оставили три - госпитальеры, тамплиеры и тевтоны. Орден Тамплиеров прекратил свое существование в первой половине XIV века, два других существуют и по настоящее время, хотя и не играют теперь сколько-нибудь заметной политической и военно-политической роли. Они выродились в благотворительные общественные организации, т.е. вернулись к тому состоянию, с которого начинались.

Этот Орден известен под рядом названий и к тому же с течением времени его названия менялись.

У нас в России он известен под следующими названиями:
*Странноприимный Дом Иерусалимского Госпиталя;
*Орден св.Иоанна Александрийского;
*Орден св.Иоанна Крестителя;
*Орден св.Иоанна Иерусалимского;
*Орден Святого Иоанна;
*Мальтийский Орден;
*Орден Госпитальеров;
*Орден Иоаннитов.

На французском языке известно название:
*Alliance de Chevalerie des Hospitaliers de Saint Jean de Jerusalem -Рыцарский Госпитальный Союз Cвятого Жана Иерусалимского.

На английском языке известны названия:
*Religious Military Order of the Roman Catholic Church -Религиозный УВоенный Орден Римской Католической Церкви;
*Order of Saint John -Орден Святого Джона;
*Sovereign Military Hospitaller Order of Malta -Суверенный Военный Госпитальный Мальтийский Орден;
*Sovereign Military Hospitaller Order of Saint John of Jerusalem, of Rhodes and of Malta - Независимый Военный Госпитальный Орден Святого Джона Иерусалимского Родосский и Мальтийский;
*The Chivalric Alliance of Hospitallers of Saint John of Jerusalem - Рыцарский Госпитальный Союз святого Джона Иерусалимского;
*The Order of St.John of Jerusalem -Орден Св.Джона Иерусалимского;
*The Order of the Knights of Malta -Орден Мальтийских рыцарей;
*Sovereign Military Order -Суверенный Военный Орден.

Известна также аббревиатура S.M.H.O.M. - S overeign M ilitary H ospitaller O rder of M alta.

Название Sovereign Military Order of Saint John of Jerusalem, of Rhodes and Malta (Суверенный Орден Святого Джона Иерусалимского, Родосский и Мальтийский) было включено в название Ордена в 1936 году. Слово Hospitaller (Госпитальный) было принято в XIX веке и добавлено к ранее существовавшему наименованию. Слово Sovereign (Суверенный) было добавлено после потери Мальты в 1800 году, чтобы отразить автономный экстратерриториальный принцип; слова Military (Военный) и of Malta (Мальтийский) не отражают современное значение, но отражают его исторические и рыцарские традиции.

Руководители Ордена именовались:

* до лета 1099г. -Ректор (Rector);
*лето 1099 - 1489 - Основатель и Директор (Founder and Director) только Джерард, последующие - Магистр (Magistery);
*1489 -1805 - Гранд Магистр (Grand Magistery);
*1805-28.3.1879 - Лейтенант магистра (Lieutenant Magistery);
*28.3.1879-н.вр. -Гранд Магистр (Grand Magistery);

От автора. В нашей литературе больше принято именовать руководителей Орденов "Гроссмейстер" или "Великий магистр" вместо "Гранд Магистр". Это уже больше филологический спор и принципиального значения не имеет.

Орденом в разное время руководили (список неполный):
*1070 (1080?,1099 ?) -1120 - Gerard Beatified (Джерард Благословенный);
*1120-1160 - Raymond du Puy (Раймонд де Пюи);
*?-1217-? -Гарен де Монтегю;
* ? -1309-?- Fulk de Villaret (Фальк де Вилларэ);
*?-1441-? -de Lastic (де Ластик);
*? -1476-? -Helion Villeneuve (Гелион Вильнёв)
*? - 1481 - Pierre d"Aubusson (Пьер д"Обюссон);
*1481 -1534 -Philippe Villiers l"Isle Адам (Филипп Вилье де Лиль Адам);
*1534-? Хуан де Хоменес;
*1557-1568 - Jean Parisot de la Valette (Жан Паризо де ла Валетт) ;
*1568-1572 -Пьетро дель Монте;
*1572-1582 -Jean de la Cassiere (Жан де Ла-Кассиер);
*?-1603 -Алоф де Виньякур;
*?-1657 -Lascaris (Ласкарис);
*1657-? -Martin de Redin (Мартин де Редин);
*?-1685-? -Карафа;
*1697-1720 -Раймунд де Рокафуль;
?-? -Pinto de Fonseca (Пинто де Фонсека);
*?-1797 - Emmanuel de Rohan (Эммануил де Роган);
*1797-1798 -Ferdinand von Hompesch (Фердинанд фон Гомпеш)
*1798-1801 -Павел Петрович Романов (Голштейн-Готторпский);
*1803-1805 -Giovanni-Battista Tommasi (Джованни Батист Томасси);
*15.6.1805-17.6.1805 -Innico-Maria Guevara-Suardo (Инницо-Мария Гевара-Сардо);
*17.6.1805-5.12.1805 -Giuseppe Caracciolo (Джузеппе Карацциоло)
*5.12.1805-1814 -Innico-Maria Guevara-Suardo (Инницо-Мария Гевара-Сардо);
*1814-1821 -Andrea di Giovanni e Centelles (Андреа ди Джованни и Центеллес);
*1821-1834 -Antonio Busca a Milanese (Антонио Буска а Миланезе);
*1834-1846 -Carlo Candida (Карло Кандида);
*1846-1865 -Philip von Colloredo (Филлип фон Коллоредо);
*1865-1872 -Alessandro Borgia (Александр Борджиа);
*1872-1905 -Giovanni-Battista Ceschi a Santa Croce (Джованни-Батиста Чечи а Санта Кроче);
*1905-1931 -Galeazzo von Thun und Hohenstein (Галеаццо фон Тун унд фон Гогенштейн);
*1907-1931 -фактически за болезнью Галеаццо Орденом управлял лейтенант гроссмейстера -Pio Franchi de" Cavalieri (Пио Франчи де"Кавальери);
*1931-1951 -Ludovico Chigi Albani della Rovere (Людовик Чиги Албани делла Ровере);
*1951-1955 -Antonio Hercolani-Fava-Simonetti (Антонио Герчолани -Фава- Симонетти).(Имел титул лейтенанта гроссмейстера);
*1955-1962 -Ernesto Paterno Castello di Carcaci (Эрнесто Патерно Кастелло ди Карачи);(Имел титул лейтенанта гроссмейстера);
*1962-1988 -Angelo Mojana di Cologna (Ангело Моджана ди Колона);
*1988-настоящее время -Andrew Bertie (Андреа Бертье).

Неизвестно время правления гроссмейстера Дидье де Сен-Жайль (XIV-XV век).

Отличительным признаком госпитальеров является белый восьмиконечный крест, известный также под названием "мальтийский крест" на черном плаще. Позднее, примерно с середины XII века белый восьмиконечный крест носится на груди на красном супервесте (суконный жилет, повторяющий покрой металлической кирасы и носящийся поверх кирасы или вместо нее).

На рисунке справа офицер Кавалергардского полка Русской Армии 1800 года в красном супервесте с белым мальтийским крестом ("гвардия, приданная Великому Магистру"). Российский император Павел I в 1798-1801 годах являлся Grand Master Мальтийского Ордена.

К началу средневековья, Иерусалим стал главным местом паломничества христиан, хотя трудности, с которыми сталкивались путешественники, шедшие через страну постоянно находящуюся в неразберихе, разделенyю войнами и ссорящимися местными вождями, в сочетании с долгим путешествием через море, переполненное пиратами и мародерами, делал это предприятие чрезвычайно опасным.

А на Святой Земле почти не было христианских организаций, способных обеспечить ночлег, медицинскую помощь, питание пилигримам, которых, к тому же часто захватывали местные жители с целью получения выкупа.

Относительно точного времени рождения Ордена в разных исторических источниках приводятся разные даты. По некоторым источникам в 1070 году (за 25 лет до Первого Крестового Похода) знатный рыцарь Герард (Джерард?) основал при уже существовавшем Странноприимном Доме в Иерусалиме священное братство, взявшее на себя заботы о христианских паломниках. По другой версии этог произошло в 1080 году и основатель не был рыцарем..

Историк Guy Stair Sainty сегодняшний официальный историограф Тевтонского Ордена утверждает, что большинство историков сходятся на том, что некий Gerard Beatified (Джерард Благословенный) родом из города Martigues что во французской провинции Прованс в момент взятия крестоносцами Иерусалима 15 июля 1099 года уже являлся ректором (Rector) или мастером (Master) Госпиталя в Иерусалиме.

От автора. Термин "госпиталь", который понимается сегодня всеми как военная больница или больница для раненных на войне, и понимается только как чисто медицинское учреждение, в те времена означал значительно более широкое понятие. Латинское слово "gospital" переводится, как "гость". Можно сказать, что Госпиталь того времени -это гостиница или приют, где путник может получить весь комплекс услуг, в которых он нуждается (ночлег, питание, лечение, отдых, защиту, безопасность, религиозные требы), причем в значительной мере бесплатно.

В период правления Джерарда Госпиталь являлся сугубо мирной организацией. Число мест в госпитале достигало 2 тыс. Использовались методы передовой тогда арабской медицины. Он создал первые Уставы Госпиталя, что для того времени, характерного отстутствием каких либо правил и установлений, было просто удивительно.

На вырезке из плана Иерусалима красным показан Госпиталь.

Госпиталь располагался возле Церкви Святого Джона Баптиста (Church of Saint John the Baptist) и недалеко от Церкви Гроба Господня (Church of the Holy Sepulcher) и Аббатства Санты Марии Латинской (Abbey of Santa Maria Latina).

Госпиталь был организован в двух отделениях - одно для мужчин посвященное Святому Иоанну (Saint John), другое (для женщин) посвященное Марии Магдалине (Mary Magdalen) и оба отделения находились первоначально под властью Аббатства Санты Марии Латинской (Abbot of Santa Maria Latina).

Помощь оказывалась раненным и больным любого вероисповедания, что приносило Госпиталю много доходов от благодарных пациентов и позволило Госпиталю стать независимым от Бенедиктинского Аббатства (Benedictine Abbot), вскоре после взятия крестоносцами города. С обретением независимости Госпиталь отказался от поклонения Святому Бенедикту (Saint Benedict) в пользу Святого Августина (Saint Augustine).

В 1107 году тогдашний христианский король Иерусалима Болдуин I официально утвердил монашеское Братство (Brotherhood) и закрепил за ним землю, на которой располагался Госпиталь.

На снимке панорама современного Иерусалима с видом на церковь Гроба Господня и места, где располагался Госпиталь.

Под руководством Джерарда братья сформировали себя в религиозное братство, принимая торжественные клятвы бедности, целомудрия и повиновения.

Чтобы символизировать свой отказ от всего мирского, они выбрали униформой простую одежду и белый крест, который позже стал восьмиконечным как символ восьми блаженств.

Буллой Postulatio Voluntatis от 5 февраля 1113, Римский папа Пасхалий II (Pope Pascal II) одобрил их устав, за исключением упоминаний о любых военных режимах работы.

Эта булла гласила:
" Нашему Почтенному Сыну Джерарду, основателю и Директору Иерусалимского Госпиталя (His Venerable Son Gerard, Founder and Director of the Hospital of Jerusalem) и его всем законным последователям и продолжателям....,
Ты просил нас, чтобы Госпиталь, который Ты основал в городе Иерусалиме, около церкви Святого Джона Баптиста, должен быть укреплен по полномочию Папского престола и усилен защитой Апостола Святого Петра (Apostle Saint Peter), .. .......
Мы соглашаемся с твоими просьбами с отеческим милосердием, и мы подтверждаем по полномочию этого существующего декрета, этот Храм (House of God), этот Госпиталь (Hospital), повинуется Апостольскому Глазу, и защищен Святым Петром.....,
что Вы - действительный администратор и директор этого госпиталя, и мы желаем, чтобы, в случае вашей смерти, никто не мог быть помещен во главе его уловкой или интригой и что уважаемые братья могут избирать по воле Бога.......,
мы подтверждаем навсегда, и для Вас и ваших наследников...
все преимущества, привилегии и имущество, которое это теперь имеется в Азии и Европе и которое может быть приобретено в будущем, освобождается от любых налогов." .

В последующие годы под эгидой Братства (Brotherhood) были основаны госпитали для паломников в Европе, в основном, в портовых городах Сант-Гилесе (Saint-Gilles), Асти (Asti), Пизе (Pisa), Бари (Bari), Отранто (Otranto), Таранто (Taranto) и Мессине (Messina). В этих госпиталях паломники могли приготовиться к паломничеству, дожидаться корабля и приготовиться к долгому и опасному путешествию через Средиземное море, а также отдохнуть после паломничества перед возвращением домой.

Джерард умер в 1120 году и день его смерти до сих пор числится в календаре Мальтийского Ордена.

Но еще до смерти Джерарда к Братству присоединяется группа рыцарей крестоносцев во главе с неким Раймондом де Пюи (Raymond du Puy) родом из Прованса. (который позднее стал после Джерарда вторым руководителем Госпиталя)

Не вполне точно известно, когда Братство стало заниматься функцией военной защищиты Гроба Господня (Holy Sepulcher) и бороться c неверными везде, где обнаружит. Примерно считается, что между 1126 и 1140 годами.

Первая военная задача, выполняемая новыми братьями рыцарями была физическая защита паломников шедших от Яффы (Jaffa) до Иерусалима (Jerusalem) от постоянно беспокоящих их бандитов. Очень быстро задача разрослась до обязанности очищать окрестности от разбойников и вообще от неверных.

С этого времени и до времени падения Мальты Мастера (Masters) или Гроссмейстеры (Grand Masters) (с 1489), были, и религиозными руководителями (Religious Superiors) и военными командирами рыцарей (Military Commanders of the knights).

Таким образом, между 1126 и 1140 годами Братство все больше становится военно-религиозной организацией, хотя функции призрения слабых и больных паломников сохранялись.

В это же период наименование организации "Братство" (Brotherhood) заменяется на "Орден" (("Ordo" (Order)), как это уже было принято в военно-религиозных сообществах в Европе.

Точных сведений относительно происхождения первых рыцарей-госпитальеров не имеется. Вполне очевидно, что подавляющее их большинство было французами, т.к. основная масса крестоносцев Первого Крестового Похода была из Франции и Раймонд де Пюи также был французом. Однако, большинство госпиталей Ордена в Европе размещались в южной Италии, а большая часть пожертвований шла из Испании. Поэтому есть все основания полагать, что среди рыцарей-госпитальеров имелось немало итальянцев и испанцев.

В 1137 году Римский папа Иннокентий II утвердил правило, согласно которому, ранее вступивший в Орден брат не имел права самостоятельно снять с себя обет, Для этого требовалось согласие всех остальных братьев.

Вступавшие в орден принимали три обычных монашеских обета - безбрачие, бедность и повиновение

Первоначально не требовалось никаких доказательств своего благородного происхождения, чтобы стать рыцарем-госпитальером. Само наличие дорогостоящего оружия, защитных доспехов, боевого коня уже указывало на благородство. Нередко для выполнения военных задач привлекались временно и не состоящие в братстве рыцари. Однако к 1206 году члены Ордена уже делились на классы, к первому из которых принадлежали только рыцари. Руководящий состав мог избираться только из их числа. Ко второму классу принадлежали орденские священники, так называемые "служащая братия"(сержанты), сотрудники госпиталей, к третьему классу обслуживающий персонал. Последний класс обетов монашества не давал. В бою участвовали рыцари и сержанты.
Кроме братьев ряд привилегий и защиту Ордена получали также так называемые "собратья" (confratres) и "дарители" (donati), т.е. те, кто помогал Ордену или непосредственным участием в боевых действиях или же материально. Этой системы в других Орденах не было

Орден очень быстро становился мощной военно-монашеской организацией. Его военная мощь уже в 1136 году побудила корорля Иерусалима передать госпитальерам крепость Бетгемлин (Bethgibelin), важный стратегический пункт на южной границе, прикрывющий порт Ашкалон. Госпитальеры за свой счет укрепили и расширили крепость.

Чем объяснить возникновение и очень быстрое развитие военно-монашеских Орденов в начале XII века, и ордена госпитальеров. в частности?

Дело в том. что монархи и крупные феодалы того времени были хорошими воинами, зачастую неплохими военачальниками, но вовсе никакими администраторами. Можно сказать, что все они были просто разбойниками в королевских мантиях. Завоевывать территории и крепости они умели, грабить их тоже. Но XII век был веком становления государственности. Общественное развитие требовало стабильных границ, законов, стабильности страны. И только военно-монашеские Ордена с их тщательно разработанными уставами и членами, научившимися их исполнять, связанными единой целью, не имеющими своих собственных своекорыстных интересов, скрепленных дисциплиной и имеющие в руках постоянное обученное и сплоченное войско могли быть и были на деле очагами, зародышами возникновения государств.

Именно это привлекало к Орденам и королей, видевших в этих организациях свою опору, и состоятельных людей, ищущих прочной защиты от произвола крупных феодалов, и католическую церковь, видящую в Орденах средство укрепления власти паспкого престола.

Госпитальеры, будучи хорошими администраторами, привлекали к работе выдающихся строителей. медиков, архитекторов, оружейников того времени, создавали сеть укрепленных пунктов по границам королевства, организовали своего рода пограничную службу, препятствуя проникновению в страну мусульманских отрядов.

Между 1142 и 1144 годами госпитальеры приобрели пять графств в округе Триполи, суверенное княжество на севере королевства. Всего к этому времени в руках госпитальеров находилосб уже около 50 укрепленных замков. включая такие важные крепости Крак де Шевалье ((Krak des Chevaliers (Crac)) и Маргат (Margat). Руины этих замков и поныне высятся на господствующих высотах над долинами, напоминая о временах Крестовых Походов и власти христианства над этими землями.

На снимке выше руины орденского замка Крак де Шевалье.

На снимке справа руины орденского замка Маргат.

Рыцари Ордена, понимая свое могущество, были не очень щепетильны с церковными властями. Они просто-напросто вытеснили из центра Иерусалима аббатство Санты Марии Латинской и заняли, ранее принадлежавшие аббатству здания.

Госпитальеры принимали активное участие во Втором Крестовом Походе, внося а ряды крестоносцев элементы порядка, организованности что помогло одержать ряд побед.Однако, поход закончился провалом.

В довольно таки продолжительный полувековой промежуток времени между окончанием второго Крестового похода (1148) и началом третьего Крестового похода (1189) история северной Африки богата событиями борьбы между христианами и мусульманами. Здесь было все - и свирепая жестокость и тех и других, и заключения союзов, и предательство и успешные штурмы городов как с одной стороны, так и с другой. Во всех этих событиях госпитальеры принимают самое активное участие В 1177 госпитальеры вместе с тамплиерами участвуют в битве при Аскалоне и вносят существенный вклад в победу христиан. Мусульмане во главе с Атабеком Нуретдином сумели организовать отпор крестоносцам. В 1154 году он овладел Дамаском и начал наступление на Иерусалимское королевство.

В 1187 году Саладин вторгается в Иерусалимское королевство и осаждает Тивериаду. Он захватывает город.

В течение нескольких недель все крепости королевства пали. Затем наступила очередь и самого Иерусалима и Тира. К этому времени раздоры между тамплиерами и госпитальерами, включая военные стычки и серьезные бои, привели к ослаблению обеих Орденов, взаимной неприязни и недоверию. Настоящей обороны Иерусалима организовано не было и город пал.

В 1189 году начинается Третий Крестовый поход. К 1191 году после двухлетней осады крестоносцам удается овладеть крепостью Сен-Жан д`Акр (Акра).

15 июля 1199 года, т.е. в самом начале Четвертого Крестового похода крестоносцам удается вновь овладеть Иерусалимом.

В первой половине - середине XIII века госпитальеры являются основной военной силой христиан в Палестине и сдерживают натиск мусульман. Они принимают участие в V, VI, VII Крестовых походах. В 1244 году в конце VI Крестового Похода в битве под Газой госпитальеры терпят серьезнейшее поражение. В плен попадает магистр и много рыцарей.

Но в 1249 году госпитальеры принимают участие в VII Крестовом Походе. И снова неудача - проигрыш битвы при Мансуре, в ходе которой в плен попадают магистр и 25 высших руководителей Ордена.

Крестоносцев преследует одна неудача за другой. Госпитальеры становятся арьергардом последних Крестовых Походов. Они продолжают удерживать свои крепости, даже когда другие крестоносцы уже покидают Палестину.

Крак де Шевалье они удерживают до 1271 года, Маргат до 1285 года. Когда пал Иерусалим в 1187 году, госпитальеры перенесли свою резиденцию в Акру (Сен Жак д`Акр). Но в 1291 году пришлось оставить и последний оплот христианства в Палестине. Раненый магистр Ордена Иоаннитов, прикрывавших эвакуацию горожан и посадку их на корабли взошел на борт корабля последним.

Так закончилась эпоха Крестовых Походов, а с нею и эпоха расцвета и величия военно-монашеских орденов. Орденам предстояло искать свою нишу в новых исторических условиях.
Тевтоны отсрочат свое падение тем, что переключатся на христианизацию Прибалтики.
Тамплиеры так и не найдут своего места в Европе и будут в 1307 году разгромлены опасавшимися за свою власть французским королем Франциском Красивым и Папой римским Клементом V.
Госпитальеры, разместившись сначала на острове Кипр, а затем перебравшись на остров Родос продлят свое активное существование морскими операциями на Средиземном море против пиратов.

Но об этом в Части 2.

Литература

1.Guy Stair Sainty.THE SOVEREIGN MILITARY HOSPITALLER ORDER OF MALTA (Сайт www.chivalricorders.org/orders/smom/crusades.htm)
2.Э.Лаввис, А.Рамбо. Эпоха крестовых походов. Русич. Смоленск. 2001г.
3.М.Ткач, Н.Какабидзе. Тайны рыцарских Орденов. Рипол Классик. Москва. 2002г.
4.Мячин А.Н и др. Сто великих битв. ВЕЧЕ. Москва. 1998г.

Греция же у меня всегда ассоциировалась только лишь с развалинами древних античных городов, с их неизменными акрополями и амфитеатрами, банями и гимнасиями. Однако, когда примерно два года назад я всерьез стал изучать историю мальтийских рыцарей, то, к стыду своему, осознал всю однобокость своих прежних взглядов на историческое наследие Греции.

Большое спасибо за рассказы о поездках, присланные на конкурс “История моего путешествия” мне на e-mail: сайт@ya.ru.
Сегодня Алексей Батуев расскажет о Греции.

Если бы в недавнем прошлом меня спросили, где больше всего находится мест, связанных со средневековой романтикой, я бы без тени сомнения ответил: «Конечно же, замки, рыцари, прекрасные дамы, трубадуры – это, прежде всего, Западная Европа». Греция же у меня всегда ассоциировалась только лишь с развалинами древних античных городов, с их неизменными акрополями и амфитеатрами, банями и гимнасиями. Однако, когда примерно два года назад я всерьез стал изучать историю мальтийских рыцарей, то, к стыду своему, осознал всю однобокость своих прежних взглядов на историческое наследие Греции.

Все дело в том, что более близкие к нам по времени мальтийские рыцари прежде были рыцарями родосскими и в течение двух веков владели расположенными в Эгейском море островами архипелага Додеканес, а также несколькими крепостями на малоазийском побережье, в том числе Смирной (ныне турецкий город Измир). Столицей их был город Родос, главный город одноименного острова. В этом городе рыцари Ордена святого Иоанна Иерусалимского, звавшиеся поэтому еще и иоаннитами, возвели одну из самых больших и мощных в Европе крепостей. Крепость эта стоит в Родосе и по сей день в почти неизменном со средних веков виде.

Когда я все это узнал, мной овладела «идея фикс» — всенепременно там побывать. К счастью, в этом году несколько туроператоров впервые поставили прямые авиаперелеты из Перми на Родоса, и в конце сентября мы с женой отправились на «остров солнца». Так Родос прозван за то, что покровителем его еще в античные времена считался бог солнца Гелиос. И правда, на острове бывает более 300 солнечных дней в году. Родос очень хорош тем, что во время пребывания на нем можно совместить пляжный отдых с осмотром многочисленных достопримечательностей. Отдых на Родосе – тема очень обширная, поэтому постараюсь осветить только один из его аспектов – рыцарское наследие.

Рыцари на Родосе. Немного истории.

Военно-духовный рыцарский орден Святого Иоанна Иерусалимского был реорганизован из бывшего купеческого братства, которое еще до начала крестовых походов построило в Иерусалиме монастырь и госпиталь для лечения паломников, которые ехали из стран Западной Европы в Святую Землю – Палестину – для поклонения гробу господню. Поскольку изначально главной целью братства, а впоследствии Ордена, было строительство госпиталей, членов Ордена называли госпитальерами. Помимо строительства госпиталей Орден занимался благотворительной деятельностью и помощью беднякам. Так, например, при госпиталях рыцарей-иоаннитов три дня в неделю любой бедняк мог получить бесплатную еду. Орден мог себе это позволить, т.к. обладал значительными финансовыми средствами. Как правило, каждый вступающий в Орден рыцарь передавал Ордену все свое имущество. Немалые средства жертвовались главой католической церкви – папой римским и правителями европейских государств.
После начала крестовых походов рыцари-госпитальеры стали выполнять функции вооруженной охраны паломников и постепенно их отряды стали играть все большую роль в войнах крестоносцев с мусульманами.

Рыцари-госпитальеры Ордена Святого Иоанна Иерусалимского

Стойкость и воинская доблесть госпитальеров с тех времен стала широко известна во всем христианском мире. Крепости, которыми они владели в Сирии и Палестине пали под ударами мусульман одними из последних. На закате крестоносной эпохи рыцари Ордена Святого Иоанна Иерусалимского в числе последних с боем эвакуировались из Палестины и уплыли на остров Кипр. В течение 18 лет они были вассалами правителя Кипрского королевства, которое являлось последним осколком государств крестоносцев на Ближнем Востоке.

В 1319 году госпитальеры захватили остров Родос, которым до этого владел один византийский вельможа, занимавшийся, в основном, морским разбоем. В этом году Орден покинул Кипр, и началась рыцарская эпоха на Родосе. Госпитальеры, они же иоанниты, прежде стяжавшие себе славу в сухопутных сражениях, создали мощный военно-морской флот, и сделались такими заправскими моряками, что в течении последующих веков сначала на Родосе, а затем на Мальте, не знали поражений на море. На Родосе и соседних островах ими были возведены многочисленные замки, гарнизоны которых успешно отбивали вражеские десанты. Родосская крепость, по мнению современников, была самой большой и мощной крепостью Европы. Рыцари-иоанниты доставляли много хлопот туркам и египетским мамелюкам, совершая набеги на побережье Малой Азии и Египта, топя или захватывая в плен корабли мусульманских государств. Доставалось от них и североафриканским пиратам. В течении двух столетий Родос являлся больной занозой в теле мусульманского Востока.

Тяжелые времена для рыцарей наступили после того, как в 1453 году турки захватили Константинополь. В 1480 году Родос успешно выдержал длительную турецкую осаду. В 1522 году 100-тысячная армия султана Сулеймана Великолепного вновь осадила Родос, крепость которого защищал гарнизон численностью всего лишь в 7 тысяч человек. После полугодовой осады у рыцарей уже не было сил и возможностей защищать крепость. Но и турки, которые узнали об этом от предавшего Орден Великого Канцлера, в условиях уже наступившей зимы, понеся огромные потери во время многочисленных штурмов, не имели сил продолжать осаду. В ходе переговоров была достигнута договоренность о почетной сдаче крепости. Турки выпустили всех, кто пожелал покинуть крепость, со знаменами, оружием и пушками, и предоставили корабли для отплытия с острова. Рыцари и те из жителей Родоса, кто пожелал покинуть остров, отплыли сначала на Сицилию, а затем на Мальту. Так родосские рыцари превратились в мальтийских. Но это уже другая история.

Современный Родос. Рыцарское наследие.

На острове то тут, то там можно видеть эмблему в виде восьмиконечного креста. В наше время этот крест именуется мальтийским.

Фрагмент монастырского комплекса в Филеримосе

Крест этот изначально присутствовал на гербе итальянского города Амальфи, купцы которого и основали братство Святого Иоанна Иерусалимского. Поэтому отличительным знаком этого братства, а затем и выросшего из него Ордена рыцарей-госпитальеров стал белый восьмиконечный крест. Орденское знамя в средние века выглядело примерно так же, как в наше время выглядит так называемый «дешевый» (еще одно название этого флага — «удобный») мальтийский флаг. Это не национальный флаг Мальты, а флаг, под которым ходят иностранные суда, с целью налоговой оптимизации зарегистрированные на Мальте. Как, например, вот это попавшее в наш объектив круизное судно, принадлежащее одной из самых крупных в Европе туристических компаний – германскому концерну TUI, приписанное к порту мальтийской столицы Валетты.

Судно под мальтийским флагом в порту Родоса

В Старом Городе Родоса много лавок, торгующих сувенирами, отражающими
рыцарскую тематику.

Сувенирный магазин в Старом Городе Родоса

«Рыцарские» родосские сувениры

Практически в каждом магазинчике туристической части города продается книга «Рыцарский Родос», изданная на большинстве европейских языков, в том числе и на русском.

Но самое главное напоминание о рыцарском прошлом Родоса – это, конечно же, поражающая своими размерами и мощью крепость. Начинать знакомство с ней, на мой взгляд, лучше с набережной гавани Мандраки, где находится передовое укрепление крепости – форт Святого Николая. Форт этот защищал вход в гавань и при нападении неприятеля всегда принимал на себя первый удар.

Форт Святого Николая и вход в гавань Мандраки

На молу, соединяющем форт Святого Николая с набережной, стоят три сохранившиеся с рыцарских времен мельницы. В те давние времена зерно, привозившееся на Родос, выгружалось с кораблей на этом молу и тут же перемалывалось.

Средневековые мельницы на молу гавани Мандраки

У крепости очень много ворот. Для ознакомления с ней лучше входить либо через ворота Элефтериас (Свободы) со стороны гавани Мандраки, либо через ворота Д’Амбуаз, названные так в честь одного из Великих Магистров Ордена.

Ворота Элефтериас (вид из крепости)

Вход в крепость со стороны ворот Д’Амбуаз

Эти двое ворот ближе всего к главным достопримечательностям крепости – Дворцу Великих Магистров и зданию Археологического музея, в котором в рыцарскую эпоху размещался главный рыцарский Госпиталь. Эти две достопримечательности соединены между собой еще одной достопримечательностью – улицей Рыцарей (второе название улицы — Иппотон).

Улица Рыцарей (Иппотон)

На улице Рыцарей располагались резиденции «языков» Ордена иоаннитов. «Языки» были подразделениями Ордена, образованными по принципу землячеств. В каждый из «языков» Ордена входили рыцари, являвшиеся выходцами из одной страны или региона. Например, одним из восьми орденских «языков» был «язык» Франции, но наряду с этим отдельными «языками» были представлены два французских региона – Овернь и Прованс. Пиренейский полуостров был представлен двумя «языками» — «языком» Кастилии и Португалии и «языком» Арагона и Наварры. Еще три «языка» составляли выходцы из Италии, Англии и Германии. Глава каждого «языка» занимал одну из высших руководящих должностей Ордена. За каждым «языком» был закреплен участок крепостной стены родосской крепости, за оборону которого данный «язык» нес ответственность.

Резиденции «языков» на улице Рыцарей были не казармами, а скорее тем, что в наше время называется клубами. Рыцари каждого землячества собирались в своей резиденции для совместных трапез и каких-либо внутренних общественных мероприятий.
На следующем фото изображен вход на улицу Рыцарей, который расположен ближе к воротам Элефтериас. Здание справа со значком «i» в окне – информационный туристический центр, где можно бесплатно получить карту острова Родос, карту города Родос и очень подробную карту Старого Города Родоса на русском языке. Здание слева – Археологический музей Родоса (бывший орденский Госпиталь).

Вход на улицу Рыцарей со стороны ворот Элефтериас

Госпиталь Родоса был самым большим из орденских госпиталей

Вход в Археологический музей (Госпиталь)

Внутренний двор Археологического музея (Госпиталя)

Больничная палата бывшего Госпиталя Ордена иоаннитов

Один из экспонатов Археологического музея – «Афродита с распущенными волосами»

Пройдя от Госпиталя по 200-метровой улице Рыцарей до ее противоположного конца, можно выйти к входу во Дворец Великих Магистров.

Вход во Дворец Великих Магистров

Внутренний двор Дворца Великих Магистров

Одним из главных украшений внутренних помещений Дворца являются мозаичные полы с острова Кос.

Мозаичный пол в одном из залов Дворца Великих Магистров

Полы эти появились во дворце в ходе реставрации, которую проводили итальянцы в период их оккупации архипелага Додеканес с 1912 по 1947 год. Справедливости ради нужно отметить, что итальянцами в этот период на Родосе было сделано много чего хорошего, но это, как говорится, отдельная песня.

Дворец Великих Магистров можно осмотреть ежедневно, в Археологическом музее (Госпитале) выходной в понедельник. Стоимость входа – 3 евро в Археологический музей и 6 евро во Дворец Великих Магистров. Мы осматривали эти объекты в последнее воскресенье месяца (29 сентября 2013 года). Вход был бесплатный.
Слева от входа во Дворец есть небольшая открытая площадка, на противоположной стороне которой есть двустворчатые решетчатые двери. Это вход на крепостные стены. Он открыт со вторника по пятницу с 12-30 до 15-00. Входной билет стоит 2 евро, продается в кассе Дворца Великих Магистров.

Вход на стены Родосской крепости

Внутри крепости Старый Город мало изменился за последние пять веков. Большая часть его состоит из узких средневековых улочек, в домах которых до сих пор живут местные жители.

Средневековая улочка в Старом Городе Родоса

Крепость имеет очень мощные наружные стены как со стороны моря,

Вид на крепость с моря

так и со стороны суши. Длина стен по периметру составляет примерно 4 километра.

Укрепления Родосской крепости

Незабываемые впечатления любителям истории доставит прогулка по крепостному рву. Самый удобный вход в ров находится со стороны набережной гавани Мандраки, хотя спуститься в него можно и в других местах крепости.

Крепостной ров Родосской крепости

На следующем фото ров показан в самой широкой его части – у ворот Д’Амбуаз. Слева видны нависающие над внешней стеной рва пышные кроны деревьев парка, который тянется вдоль рва по периметру крепости.

Крепостной ров возле ворот Д’Амбуаз

В жаркий день крепостные стены и ров можно осматривать, прогуливаясь по этому тенистому парку.

Вид на крепостные стены и ров из парка над крепостным рвом

Чтобы сделать оборону более эффективной, рыцари-иоанниты построили вдоль побережья острова много других замков. Из их числа лучше всего до наших дней сохранились на западном побережье замок Монолитос и на восточном побережье – крепость города Линдос.

Замок Монолитос

Снимок замка Монолитос, стоящего на высокой отвесной скале, сделан сверху, со смотровой площадки, расположенной на горной дороге, по которой ходят экскурсионные автобусы. Те, кто хочет поближе рассмотреть этот замок, могут добраться до него только на легковом автотранспорте. Большие автобусы подъехать к Монолитосу не имеют возможности – дорога не позволяет.

Крепость в Линдосе внушительнее, чем замок Монолитос, но значительно уступает Родосской крепости. Добраться до Линдоса из Родоса очень легко – рейсовые автобусы ходят очень часто, каждые полчаса. Время в пути около 1,5 часов, стоимость билета в одну сторону 5 евро. Входной билет в крепость стоит 6 евро.
Крепость Линдоса стоит на вершине высокой горы.

Стены Линдосской крепости

но внутри от рыцарской эпохи не сохранилось ничего, кроме груды камней.
Зато от более ранних времен внутри крепости сохранился античный акрополь, довольно хорошо отреставрированный. Акрополь этот в Греции является вторым по величине после афинского Парфенона.

Акрополь Линдоса

Со стен крепости открываются очень красивые виды.

Вид из крепости на бухту Святого Павла

Вид из крепости на бухту Линдоса

На острове имеются развалины еще нескольких замков, но в силу того, что на их камни не ступала нога реставратора, они абсолютно не интересны для осмотра.
На этом тему «Рыцари на Родосе», пожалуй, можно закрыть. В своем отчете я умышленно избегал подробностей и не стремился сделать из него путеводитель. Мне просто хотелось показать, что Родос – это не только жаркое солнце, красивое море и изумительная греческая кухня. На Родосе есть очень многое для того, чтобы не только усладить бренное тело, но и порадовать душу.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.