Проектная деятельность в гпд начальной школе. Проекты класса

Актуальность проектной деятельности. этапы работы над проектом.

Выявление, поддержка, развитие и социализация детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. Я считаю, что одной из эффективных форм работы с детьми является организация проектно-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации обучающихся, формируя у них интерес к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого.

Проектная деятельность в начальной школе широко используется не только в учебной деятельности, но и во внеурочное время в частности, в группе продленного дня. Над формированием научных убеждений учащиеся лучше работают в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности.

Начиная работу над проектом, взрослые не должны навязывать тему. Надо дать учащимся самим определиться с выбором. Возникает вопрос: а как научить их работать над проектом, особенно если речь идет о целом коллективе, ничего им не объясняя? Как объяснить, что такое проект? Мы сами педагоги должны быть увлеченными людьми, знать и любить что-то, чтобы учащиеся это увидели и полюбили так, как мы это любим. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:

Существование значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;

Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая познавательная);

Применение исследовательских, творческих методов при проектировании;

Структурирование этапов выполнения проекта;

Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Проекты в начальных классах - это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Это очень сближает детей, педагогов и родителей.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

Возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

Навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;

Заинтересованностью ученика в работе.

Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта.

Несложность проектов для начальной школы обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученик на выполнение других более сложных и самостоятельных проектов. В качестве примера можно привести проект, который был в группе продленного дня, « Колючий друг ёж».

При организации данного вида деятельности разрабатываются различные виды проектов, например, учебные, информационные, исследовательские и другие. Первоначально учащиеся занимаются разработкой информационных проектов, которые направлены на изучение информации о каком-либо объекте, явлении. Деятельность их заключается в анализе информации, полученной из различных источников, ее обобщении. Нередко при изучении какой-либо темы на уроке появляются проблемные вопросы, и учащиеся, проявляющие повышенный интерес к предмету, настолько увлекаются этой проблемой, что это позволяет им переходить к выполнениям индивидуальных проектов, которые носят исследовательский характер.

Порядок работы над проектом

Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
-Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
-. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
- Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
- Промежуточные обсуждения полученных данных в группах
-. Защита проектов.
- Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Бывают следующие виды проектов:
1. Исследовательские. 2. Информационные. 3. Творческие. 4. Игровые. 5. Практические.
По продолжительности проведения проекты могут быть:
краткосрочными; средней продолжительности; долгосрочные.
Проект — это «пять П»
Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации; список литературы в алфавитном порядке и т.д.
Требования к учебному проекту — Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты.
Для работы над проектом была разработана следующая памятка.

Памятка начинающему исследователю:
- Выбери тему исследования.
- Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
- Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
- Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
- Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
- Сделай выводы.
- Оформи результаты своей работы.
Подготовить краткое выступление по представлению своего исследования.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы через такие формы, как урочная и внеурочная деятельность ученика. К внеурочной деятельности относится группа продленного дня. Она предоставляет педагогу огромные возможности в обучении, воспитании и развитии личности ребенка. Правильная организация деятельности детей в группе продленного дня способствует формированию у них таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить им самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешными в жизни.

Педагогу необходимо учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель, находить пути и средства достижения поставленной цели, помогать ребенку сформировать у себя умения самоконтроля и самооценки. В этом могут помочь деятельностные методы обучения и в частности проектный метод. Правильно организованная проектная деятельность дает ребенку возможность работать над действительно интересной ему темой и делать это в увлекательной форме.

В начале учебного года я столкнулась с проблемой вовлечения детей в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности. Группа собрана из разных классов, и дети собирались в разрозненные микро коллективы, часто конфликтовали между собой. Необходимо было направить детей на общее дело, чтобы сплотить, сдружить детский коллектив, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, радостно, свободно. Именно таким общим делом, по моему замыслу, должен был стать групповой проект.

Все хорошо обдумав, я пришла к четвероклассникам с проблемой : “В этом году, ребята, посещение Продленки для вас заканчивается. Как сделать этот год незабываемым, чтобы он остался в нашей памяти навсегда?”.

Ребята глубоко прониклись проблемой, и вскоре определилась цель будущего проекта: сделать жизнь в группе продленного дня интересной, увлекательной и полезной для каждого. Возникли разные идеи, как назвать проект, но все остановились на одном названии : “В ГПД хотим ходить, там нам интересно жить!” В качестве проектного продукта выбрали создание иллюстрированного альбома “Дневник группы продленного дня”, который поможет решить возникшую проблему.

Следующим этапом стало планирование работы над проектом, где появились первые трудности. Дети не знали с чего начать. Необходим был “толчок” к дальнейшим действиям. Именно таким “толчком” стала беседа “О себе”, за основу которой я взяла стихотворение А. Милна “Наедине с собой”:

Есть дом, и он всегда при мне,
Я в нем с собой наедине.

Когда мне тоскливо бывает,
Меня этот дом укрывает.

Там не услышишь слово “нет”,
Хоть проживи там десять лет.

Не слыхать ничего,
Не видать никого,
За исключением меня самого!

Дети пришли к мысли об индивидуальности каждого человека, о том, что каждый человек – огромный удивительный мир, непохожий ни на кого; что нужно бережно и чутко относиться друг к другу. А самое главное, все поняли, что могут внести свою лепту в работу над проектом.

И еще стихотворение А. Милна натолкнуло на мысль о строительстве “домиков добрых дел”. У каждого ребенка появился домик из картона, вырезанный по определенному шаблону, придуманному детьми, и имеющий свое название (имя, фамилия ребенка). На домик наклеивались разноцветные кирпичики. Каждый кирпичик – доброе дело, сделанное ребенком, его посильный вклад в общее дело. “Домики добрых дел” стали дополнительным мотивом к деятельности.

Ребята разбились на группы, которым предстояло работать по определенным темам:

первая группа – “Я и мир вокруг”;
вторая группа – “Клуб любознательных”;
третья группа – “Школа хороших манер”;
четвертая группа – “Я и мои права”;
пятая группа – “Безопасность и здоровье”;
шестая группа – “Красный день календаря”.

Работу планировали таким образом, чтобы каждая группа подготовила по пять мероприятий, равномерно распределенных в течение года. В каждой группе были распределены обязанности, установлены сроки выполнения работ, определены необходимые шаги и последовательность их выполнения.

Презентация мероприятий проходила в разных формах: беседы, викторины, конкурсы, игры, соревнования. Каждое мероприятие дети творчески оформляли в “Дневнике группы продленного дня”. К концу учебного года у нас получился красивый иллюстрированный альбом. Такой альбом можно хранить в библиотеке школы. Он будет хорошим и добрым воспоминанием для ребят, его создававших, и путеводителем в мир творчества для детей, которые только на пороге создания своих проектов.

Напоминанием о проекте для ребят останутся “Домики добрых дел”, кирпичики на которых появлялись ежедневно. (Рисунок.) В строительстве домиков дети принимали непосредственное участие. Когда “кирпичики” закончились, посыпались другие предложения: строить крышу, украшать фасад окнами, вставить дверь и порожек, трубу на крышу, номер дома, посадить домашних питомцев… Фантазии детей не было предела. В “Домиках” отразилась критериальная система оценивания: кирпичики – те самые баллы, которые используются при критериальном оценивании. Естественно критерии оценивания были оговорены заранее, но свои коррективы вносились и в ходе проектной деятельности.

Участие педагога в таком масштабном проекте – максимальное – в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи на всех этапах работы.

Проектная деятельность приносит значительные приращения в знаниях и общеучебных навыках детей: ребята учатся планировать и организовывать свою деятельность, воспринимать и осмысливать информацию, оценивать и контролировать результаты своей деятельности, учатся общаться, отстаивать свою позицию и слышать собеседника, адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.

Данный проект достиг своей цели: жизнь в группе продленного дня действительно стала интересной, насыщенной, запоминающейся. Кроме того, я достигла своей скрытой цели – сплочение детского коллектива. Дети настолько комфортно стали чувствовать себя в группе, что в конце учебного года нам не хотелось расставаться. Посыпались вопросы: “Почему нет группы продленного дня в 5 классе? Давайте организуем такую группу!..”

Работа над проектом объединяет всех, позволяет улучшить отношения, приобрести знания и умения; позволяет включить в учебную деятельность всех учащихся, дифференцированно развивать способности каждого из них; формировать деятельностные, мыслительные, информационные, коммуникативные компетенции, которых очень не хватает нашим ребятам.

Зинковская Юлия Владимировна, воспитатель ГПД МАОУ «Медико-биологический лицей» г. Саратова

Проектная деятельность обучающихся в условиях ГПД

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний сегодня настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться. Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни».

В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что «развитие личности – смысл и цель современного образования…Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы».

Главной задачей школы сейчас становится подготовка ученика, способного гибко адаптироваться в стремительно меняющемся мире, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Современная школа требует развития новых способов образования и воспитания, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс новых форм и способов ведения образовательной и воспитательной деятельности.

Одним из апробированных вариантов такого обучения является психолого-педагогическая система, разработанная академиком Л.В. Занковым, по которой педагоги начальной школы нашего лицея работают в течении 9 лет. Вслед за классиками психологии Л.С. Выготским и С.Л.Рубинштейном, Л.В. Занков понимает развитие как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребенка. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии тех образований метапредметного характера, которые составляют основные планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы начального образования .

ФГОС регламентирует организацию внеучебной деятельности, которая служит некоторым «мостиком» между первой и второй половиной дня, когда дети посещают группу продлённого дня.

В настоящее время существует достаточно много апробированных методик предназначенных для организации урочной и внеурочной деятельности младших школьников. Все ли они направлены на интеграцию урочной и внеучебной деятельностей? Особое место среди современных педагогических технологий занимает проектная деятельность. Она широко используется учителями начальной школы, учителями – предметниками, но организация проектной деятельности именно в условиях ГПД освещена недостаточно полно. Возможно, именно эта технология позволяет интегрировать деятельность школьников в первой и второй половинах дня? Совпадают ли задачи, которые ставят перед собой учитель и воспитатель ГПД, организующие проект? Формирование каких компетенций они ожидают?

Попробуем ответить на данный круг вопросов на примере организации проектной деятельности в условиях ГПД, анализируя практический опыт воспитательной работы в начальных классах МАОУ МБЛ.

Современная жизнь заставляет родителей все больше времени уделять своей профессиональной деятельности, поэтому многие дети остаются в школе до самого вечера. В нашем лицее функционируют группы продленного дня. В группе продленного дня дети могут вкусно пообедать, погулять, выполнить домашнее задание под руководством опытных воспитателей и учителей; по мере необходимости - получить консультации по разным предметам, а потом найти занятия по интересам.

В наполнении созидательной деятельностью второй половины дня наших школьников важную роль играет интеграция основного и дополнительного образования. Оно включает в себя взаимосвязанные компоненты:

Образовательная деятельность: выполнение домашних и творческих заданий, индивидуальные консультации учителя, курсы по выбору: риторика, математический тренажер, исследовательская и проектная деятельность;

Содержательный и оздоровительный досуг – организация работы с детьми по интересам: беседы, интеллектуальные и развивающие игры, прогулки, кружки. Задача воспитателя - сделать досуг ребят интересным, насыщенным, разнообразным. В своей работе воспитателя группы продленного дня, большое внимание уделяем проектной деятельности, ставя перед собой, в первую очередь воспитательные задачи.

Возникает ряд вопросов: проектная деятельность в ГПД направлена только на формирование личностных компетенций? Есть ли отличительные черты между организацией проектной деятельности или реализацией проекта во время учебной и во время внеучебной деятельности? Оказывает ли организация проектной деятельности в ГПД влияние на духовно-нравственное развитие школьника и на формирование интереса к ведению исследовательской, научной работе?

Специфика проектной деятельности в условиях ГПД состоит в том, что занятия проходят во внеурочное время. Создается непринужденная обстановка, положительный эмоциональный настрой, что стимулирует развитие ребенка. Огромный «плюс» заключается в том, что отсутствует характерная для урочной деятельности система оценок; при единой тематике группы, каждому ребенку предоставляется свобода в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом; каждый выбирает удобную для себя форму выражения своего исследования.

Кроме этого, воспитатель и дети не ограничены жесткими временными рамками учебного часа. Появляется возможность:

Использовать любую свободную минуту в режиме дня ГПД (по желанию учащихся) для работы над проектом;

Во время прогулок организовать народные игры; спеть песни, рассказать стихотворения, разучить элементы танцев;

Привлекать педагогов дополнительного образования к нашему проекту (выучить песню или подготовить танец, нарисовать декорации и т.д.);

Сотрудничать с библиотеками, музеями, киновидеоцентром, общественными организациями;

Организовывать экскурсии, встречи с интересными людьми, участвовать в социальных акциях;

Тесно взаимодействовать с родителями: привлекать родителей для помощи в организации открытых мероприятий, к сопровождению на экскурсии, в изготовлении костюмов и т.д., т.е. организовывать интересную совместную творческую деятельность.

На основании вышеизложенного предполагается, что основной целью проектной деятельности в условиях ГПД будет являться: создание условий для личностного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся. Это стоит на первом месте, затем создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции; формирование мировоззренческих ключевых компетенций. Достичь данные цели возможно через умение взаимодействовать с другими людьми, аргументировано излагать точку зрения, через развитие умения отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, т.е. формируется метапредметная компетентность.

Предлагаю рассмотреть процесс формирования целей и задач, определения целесообразной структуры воспитательных проектов на примере долгосрочного проекта «Народы Саратова. Мы разные, но мы вместе!», реализуемого в лицее с учащимися 3 класса.

В современных реалиях, когда в стране наблюдается сложная социально-политическая обстановка, есть регионы с напряженностью в межнациональных отношениях, зачастую некорректное освещение в СМИ отдельных событий, в обществе формируется предвзятое отношение к людям различных национальностей. Мы не должны закрывать на это глаза, а вместе с учениками изучать и обсуждать эти вопросы. Работая над этим проектом, дети ознакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, религией, фольклором, особенностями быта народов России, проживающих на территории г. Саратова. Тема очень актуальна. В результате дети научатся с уважением относиться к людям разных национальностей.

Целями проекта поставлены: воспитание уважительного отношения к традициям, религии, культуре разных национальностей; развитие у обучающихся гражданско-патриотического сознания; любви к Отечеству, своей земле, дому, своей семье (личностные компетенции).

Проект рассчитан на учащихся 3 - 4 классов. Как итог проекта ученики создадут презентации, сценарии народных праздников, защитят свои работы на открытых мероприятиях, примут участие в социальных акциях.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Структура проекта представляет собой поэтапное взаимосвязанное привитие мировоззренческих, коммуникативных, информационных компетенций.

Целью 1 этапа проекта было выяснить, представители каких народов проживают в г.Саратове. Какие группы наиболее многочисленные (метапредметные компетенции). В ходе этапа решались задачи:

  • подготовить презентацию

Выяснилось, что самая многочисленная национальность – русские. Далее идут украинцы, казахи, татары, армяне, мордва, белорусы, чуваши, азербайджанцы, немцы. Также мы узнали, что в нашем классе учатся представители русского, татарского, украинского, армянского и греческого народа.

2 этап имел цель изучить культуру и традиции каждого многочисленного народа, проживающего в г. Саратове (предметные компетенции). Решаемые задачи:

  • собрать информацию, используя энциклопедии, интернет-ресурсы, беседы с родителями;
  • продумать к кому можем обратиться за помощью при подготовке (музей краеведения, музей этнографии, киновидеоцентр, филармония, храм, мечеть, «Национальная деревня» в Парке Победы и т.д.);
  • организовать экскурсии;
  • подготовить презентацию и защиту работы своей группы;
  • создать сценарий народного праздника, подготовить костюмы, декорации и провести открытое мероприятие.

Одновременно с прохождением 1 и 2 этапов, готовим краткосрочные проекты, результаты которых будут необходимы для 3 этапа «Мы вместе»:

  • «Моя семья в ВОВ» - собрать материал, подготовить презентации, оформить стенгазеты, изготовить открытки, поздравить ветеранов;
  • «Герои ВОВ Саратова».

В ходе 1, 2 этапов были осуществлены социальные проекты-акции:

  • «Поздравить маму героя» - совместно с учащимися 7 класса и Саратовского отделения Всероссийской общественной организацией «Боевое братство» - (изготовление подарков, подготовка концертных номеров, организация встречи с матерями героев России, погибших при исполнении воинского долга)
  • «Помощь детям-инвалидам» - совместно с учащимися 7 класса организовали сбор книг, канцтоваров и передали в ГУ ЦСОМ.
  • «Концерт для ветеранов ВОВ и участников трудового фронта» - ГУ ЦСОМ

На 3 этапе достигалась основная цель: осознание школьниками своей принадлежности к многонациональному обществу своей страны. Для достижения данной цели в ходе этапа решались задачи:

  • ознакомиться с героическими страницами истории России, г.Саратова;
  • узнать о жизни замечательных людей – наших земляков, различных национальностей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга;
  • организовать экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам;
  • принять участие в социальных акциях гражданского и историко-патриотического содержания;
  • подготовить большое открытое мероприятие для учащихся начальной школы «Народы Саратова. Мы разные, но мы вместе!».

Оценка эффективности результатов проекта показала, что достигнуты основные воспитательные цели:

  • учащиеся осознали свою принадлежность к многонациональному обществу своей страны;
  • с уважением относятся к традициям, культуре и религии людей разных национальностей;

Кроме этого научились приводить основные концепции традиций, культуры, религий разных народов г.Саратова; поняли исторические корни формирования народа, населяющего г.Саратов; овладели начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации; научились работать в группе, выполнять самооценку и взаимооценку; использовать современные технологии для работы в проекте.

Все это подтверждается:

Выводами из личного общения (целостность суждений по вопросам многонациональности нашего общества, убежденность в историческом единстве нашего народа, эмоциональные реакции на социальные проблемы);

Переносом, полученных в ходе реализации проекта, знаний и навыков в учебный процесс (использование примеров из опыта проектной деятельности, и т.д.)

Информация из общения с другими педагогами и родителями учеников

Вывод: ставя на первое место воспитательные задачи по формированию личностных компетенций при вовлечении школьников в проектную деятельность, воспитатель ГПД решает задачи по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций обучающихся.

Таким образом, метод проектов может применяться и в условиях работы группы продленного дня. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, развивает коммуникативные качества и социальные навыки, опыт деятельности в умении поставить цель и организовать её достижение; закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске, систематизации и использовании информации.

Специфика организации проектной деятельности в условиях ГПД имеет значительные преимущества в положительном эмоциональном настрое, в отсутствие характерной для урочной деятельности системы оценок, в предоставлении выбора деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий. В условиях компетентностного подхода в образовании, проектная деятельность позволяет наиболее полно решать задачи воспитания школьников младших классов.

Кроме того, эта технология позволяет интегрировать деятельность школьников в первой и второй половинах дня. В своей работе воспитателя группы продленного дня, большое внимание уделяем проектной деятельности, ставя перед собой, в первую очередь воспитательные задачи, тогда как учителя - формирование предметных и метапредметных компетенций.

Несмотря на несовпадение задач, которые ставят перед собой учитель и воспитатель ГПД, организующие проект, результат можно назвать совпадающим. Просто учитель и воспитатель идут к достижению общей цели с противоположных сторон.

В процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается уровень готовности к проектной деятельности. Степень самостоятельности и активности зависит от сформированости умений и навыков проектной деятельности. Повышается мотивация к познавательной деятельности.

Дальнейшим направлением совершенствования проектной деятельности в ГПД, будет создание целостной системы долгосрочных и краткосрочных взаимосвязанных проектов, в виде рабочей программы для воспитателей ГПД.

Литература

  1. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  2. «Занковские педагогические чтения» 2009-2010. Опыт.Достижения.Перспективы: Материалы Пятых Всероссийских Занковских чтений.- Самара: изд «Учебная литература», изд «Федоров»
  3. Горохова Г.Н. «Проектная деятельность в начальной школе. УМК «Планета Знаний».

Организация досуга в группе продленного дня с использованием метода проектов

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта нового поколения, обобщенным результатом освоения школьниками начальных классов образовательной программы является «Портрет выпускника начальной школы». Воспитатель группы продленного дня (ГПД) является участником образовательного процесса во внеурочное время и от организации его работы зависят приобретение новых знаний и умений, воспитание и развитие качеств личности ребенка.

Отсюда в задачи ГПД входит:

Организация по самоподготовке школьников;

Организация досуга;

Развитие интересов и способностей школьников, пытливости и любознательности, инициативы;

Организация мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся.

Самоподготовка школьников рассматривается здесь как занятие по программе выполнение уроков, заданных учителем, чтобы ребенок дома мог заняться делами в соответствии со своими интересами. Причем, организация мероприятий, направленных на сохранение здоровья здесь является обязательной составляющей пребывания ребенка в группе продленного дня и включает: прогулки на свежем воздухе (отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия), обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, привитие гигиенических навыков и умение использовать полученные знания в повседневной жизни.

Остановимся подробнее на организации досуга (понятие, определение и возможности, трудности реализации)

Одно из определений досуга - это часть свободного времени, используемая для удовлетворения личных физических, духовных и социальных потребностей. При организации досуга в ГПД следует свободное время от выполнения домашних заданий, заполнялись разумно, интересно. Например, увлечь детей интересным делом, чтобы они могли реализовать свои возможности и наиболее полно проявить себя. Виды деятельности, которые могут быть предложены детям, во время досуга должны быть разнообразны – это игры, развлечения, творчество во всех его проявлениях, викторины, тематические беседы, конкурсы и т.д. Поле деятельности для воспитателя безгранично и при грамотной организации досуга школьников, ожидаемый результат в конце учебного года выступает как решение задач ГПД (полностью или частично, в зависимости от индивидуальных особенностей школьников), к ним можно отнести развитие коммуникативных качеств, а также приобретение ЗУН в творческом процессе при активной поддержке и участии воспитателя. Предоставляется возможным применение в процессе занятий здоровьесберегающих технологий с учетом показателей здоровья школьников, а именно: физкультминутки, смена положения тела при работе сидя, тематическое чаепитие (дети обсуждают интересные для них темы), смена вида деятельности как профилактика перегрузок, создание в группе психологического и физиологического комфорта.

Теоретически все это возможно выполнить, но на практике при организации деятельности школьников в ГПД пришлось столкнуться со следующими трудностями:

Уставшие от уроков и дополнительных занятий дети не в состоянии заниматься творческой деятельностью (познавательная инертность, отсутствие мотивации);

Возрастные особенности (9-11лет), вспыльчивость, раздражительность, обидчивость, которые сопровождаются повышенной подвижностью с последующей усталостью, резкий переход из одного состояния к другому могут препятствовать созданию комфортной обстановке в группе;

Пространственное мышление и самоанализ и логика находятся в процессе развития, поэтому ребенок младшего школьного возраста не в состоянии реализовать долгосрочный проект, он может неожиданно поменять вид деятельности (эпизодический интерес), отказаться доделывать начатое изделие, может отказаться что- либо делать (насильно заставлять воспитатель не имеет право).

Все вышеперечисленное относится к объективным трудностям, на которые воспитатель повлиять не может, а может только учитывать в своей работе и соответственно подстраиваться, приспосабливаться. Субъективные трудности, связанные с взаимодействием «учитель- ученик» решаются в индивидуальном порядке в процессе работы. Итак, дети в группе продленного дня не должны быть предоставлены сами себе, их свободное время (досуг) должен быть наполнен обучающим содержанием..

Как организовать продленный день и сделать жизнь детей в ГПД интересной и увлекательной? Ответ - «заразить творчеством», что и стало целью моей работы.

В своей работе я использовала метод проектов Дьюи, как способ решения проблемы занятости на досуге. «Мы можем руководить детской деятельностью, задавая ей работу в определенном направлении и, таким образом можем вести ее к разумной цели, которая стоит в конце пути, по которому мы следуем» Дж. Дьюи.¹ (1859 - 1952). Это американский философ-прагматик, психолог и педагог, который считается основоположником "метода проектов" в мировой педагогике. Важным принципом образования Дьюи считал ориентированность на нужды каждого отдельного ученика, позволяя ему с наибольшей полнотой раскрыть все свои способности. То есть, в основе творческого и воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка, следуя которым можно направлять его творческую деятельность по пути, который приведет к ценным результатам. Как считал Дьюи - формированию таких качеств личности как: активность, инициативность, самостоятельность; ответственность; готовность к планированию собственной познавательной деятельности; гибкость мышления; настойчивость в достижении результатов; готовность исправлять свои ошибки; умение находить компромиссное решение; осознание процесса познания (метапознание) поможет детям в дальнейший жизни.

Для осуществления метода проектов на практике следует учитывать, что: «Всякая деятельность с детьми должна строиться в соответствие с интересами, потребностей. Во всякой деятельности дети должны участвовать «от своего сердца». Всякие действия ребенок должен спланировать сам, сам выполнить, проанализировать и оценить. И соответственного должен понимать, зачем он его совершил. Учитель (воспитатель) здесь является консультантом, помощником в организации собственной деятельности ребенка - учитель учит его, как «уметь помочь себе». Всякое действие ребенка связано, так или иначе, раньше или позже - нужные в данной момент, в разные формы кооперации с учителем, учениками, другими людьми.

Наша программа строится как серия взаимосвязанных проектов, выполненных индивидуально с группой. Каждый проект представляет собой решение задачи, интересной ребенку, полезной другим, связанной с реальной жизнью. Предполагается, что ребенок получает необходимые ему знания, но не рафинированные, не как данные ему кем-то, а сам «находит», занимаясь интересной ему деятельностью, знания уже включены в структуру реальной жизни. Такая организация работы представляет собой реализацию на практике единство учебной и внеурочной деятельности. А в условиях досуга – основанной на его индивидуальных предпочтениях и способностях».²

Приведем пример реализации одной из тем решаемой методом проектов в группе продленного дня школы №560, 3-4классы.

Цель: Создание игрового дома для кукол.

Задачи:

Образовательные:

Провести исследование по теме: «Каким я представляю свой дом?»;

Обобщить и углубить знания учащихся о содержании дома, обстановке, предметах быта;

Познакомиться с этапами проектирования.

Воспитательные: - воспитывать любовь к семье и дому.

Развивающие: - развивать интерес и познавательную деятельность учащихся к самостоятельной деятельности посредством метода проектов, на основе личных предпочтений (в сотрудничестве с учителем);

Развивать критическое мышление (анализ, оценка, логика построения);

Творчество (создание новизны) и креативность (творческая активность).

Здоровьесберегающие:

Разгрузить психику детей после трудового дня;

Создать комфортные условия пребывания школьников в группе.

Ожидаемые результаты:

Создание макета дома с бытовыми помещениями и игрушечной мебелью.

Планируется развивать проект ежегодно, совмещая разработку и изготовление предметов с игровой деятельностью (ориентируясь на предпочтения детей). Проект интересен тем, что на его основе можно освоить различные техники художественного и технического творчества, объединить группу в ролевых играх, предложенных детьми при содействии воспитателя.

Этапы реализации проекта.

I этап. Сбор информации. Для повышения интересы, пробуждения творческой инициативы, мотивации в группе проводились беседы на тему: «Дом, в котором я живу», где была дана возможность для каждого желающего рассказать о доме, что он(она) считает интересным. Воспитатель поддерживал беседу, задавал наводящие вопросы и демонстрировал изделия по заданной теме, например: куклы ручной работы, одежду для кукол, мебель, выполненную из готовых форм (упаковочные коробочки различной формы),посуда из природных материалов, пластилина и т.д.

В результате, группой было принято решение - приступить к выполнению проекта.

II этап. Выявление интереса. Как было сказано выше - в основе творческого и воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка. Ребенок сам выбирает занятие, а воспитатель лишь консультант и помощник. Например, Максим Ш. , Лиза Б., Полина К., Маша Р. решили делать мебель из готовых форм. Владислав М. и Георгий К. занялись поделками из пластилина, Анжела С. решила одеть свою куклу и т.д. Воспитателю осталось спланировать следующее занятие, подготовить материал и образцы изделий. Было приятно, что Лиза Б. принесла из дома лоскутки ткани и сшитую бабушкой кукольную одежду, а Максим Ш. наклейки и коробочки для своей будущей мебели. Юля Л. подарила для группы свой пластилин.

III этап. Планирование и получение базовой информации. Чтобы дети могли выполнить задуманное – необходимы базовые знания об основных этапах работы, свойствах материала, приемах выполнения, чертеже или рисунке предполагаемого изделия. На данном этапе воспитатель знакомит школьников с предстоящей работой, объясняет и показывает, как из различных материалов можно изготовить различные предметы. Сложность заключается в том, что ребенок выбирает свой проект и от воспитателя требуется уделить внимание каждому ученику.

IV этап. Выполнение работы. На этом этапе дети выполняют изделие в соответствии с собственными возможностями и предпочтениями. В результате, к концу года были сделаны: стол и стул (Максим Ш.), шкаф для белья (Лиза Б.), тумба и телевизор (Маша Р.), картинки на стену (Полина К.), ковер и занавески (Анжела С.), холодильник и телевизор (Владислав М.) и т.д. В результате группового творчества из больших коробок сделали квартиру, состоящую из кухни, гостиной и спальни. Дом для игры был готов.

Vэтап . Оценка и практическое применение изделия. Для оценки проведенной работы кукольный домик был целиком собран в кабинете группы продленного дня в качестве выставки. Были приглашены ученики из других классов и родители, желающие посмотреть на работу своих детей. В данный момент кукольный домик активно используется при ролевых играх уже в последующих группах. С интересом играют и девочки и мальчики. Строим планы на будущее.

Цель достигнута, получен положительный результат.